Внеаудиторное занятие по МХК. Тема: "Русский авангард"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения искусства и особенностей их художественного языка.
  • Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового искусства.

Задачи:

  • На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием живописи первой четверти ХХ века на базе экспозиции Русского музея.
  • Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия).
  • Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи.
  • Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры.
  • Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую работу в музейном пространстве ГРМ.
  • Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение, работая в группах.

План урока.

Этапы урока. Учитель. Ученики. Время.
Мотивация. Вступительное слово. Слушают. 10 мин
Организация. Формирует рабочие группы. Учащиеся делятся на группы (по количеству предложенных для анализа произведений живописи). 3 мин
Выдача заданий группам. Объясняет, комментирует содержание заданий, определяет время выполнения и форму представления итогов. Каждая группа получает задание, уточняя его при необходимости. 10 мин
Работа в группах по предложенным заданиям. Выполняет роль консультанта: переходит от одной группы к другой, помогает справиться с трудностями, поддерживает. Выполняют задание: исследуют, анализируют, делают выводы. 35 мин
Сбор групп. Дает сигнал к объединению групп. Объединяются в общую группу. 3 мин
Представление итогов работы групп. Организует выступления представителей групп, побуждает учеников задавать вопросы по теме выступления, организует обсуждение. Переходя от одного произведения к другому, класс выслушивает выступление представителя группы, работавшей над данным объектом. Представитель каждой группы выступает с результатами ее работы, остальные слушают и задают вопросы, обсуждают. 30 мин
Обобщение и закрепление. Предлагает учащимся уточняющие и обобщающие вопросы по теме занятия. Отвечают на вопросы учителя. 10 мин
Рефлексия. Предлагает учащимся соотнести высказывания деятелей культуры о живописи авангарда с собственными ощущениями и впечатлениями. Определяют и формулируют собственные впечатления с помощью предложенных цитат, находя среди них наиболее близкие своим ощущениям. 10мин
Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Записывают домашнее задание. 9 мин

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

Мотивационный этап.

ХХ век богат событиями. Пожалуй, никогда "лицо" мира не менялось с такой скоростью. Европейское искусство, а за ним и искусство мира, претерпело колоссальные изменения. Все проявления современной культуры и искусства несут в себе элементы авангарда. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм. И сегодня настало время познакомиться с таким явлением, как русский авангард.

В помощь учителю:

Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30-х годов, возможно, совсем другой была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20-е годы сильнейшее воздействие новой русской живописи.

"Центр тяжести по искусству, - писал П. Филонов, - переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь - русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно.

Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.

В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Художники-новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных процессов в молодой республике.

Организационный этап.

Класс делится на группы по числу предлагаемых для работы объектов

Выдача заданий группам.

Каждой группе выдается маршрутный лист.

Структура маршрутного листа:

Изображение предлагаемого для анализа художественного объекта (для каждой группы).

Вопросы для анализа (одинаковые для всех групп):

Найдите в залах музея, посвященных ХХ веку, предложенные в маршрутных листах произведения.

Внимательно рассмотрите картину и определите возникшие у вас ассоциации и эмоции.

Какая, на ваш взгляд, идея заложена автором?

Какие художественные приемы (композиция, форма, цвет, линия) использованы автором для выражения идеи?

По названию, теме и другим характеристикам произведения определите приметы времени.

Как вы считаете, что послужило причиной изменения языка искусства в первой четверти ХХ века?

Что в предложенном произведении произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

Цитаты, высказывания деятелей культуры (одинаковые для всех групп).

Домашнее задание (для каждой группы).

Работа в группах (практическая часть).

Выполнение заданий маршрутного листа по предложенному объекту.

Сбор учащихся и представление итогов групповой работы

Выступления представителей групп, ответы на вопросы, обсуждение.

Обобщение.

Обобщающие вопросы учителя:

Выскажите предположения о том, какие проблемы, темы и сюжеты интересовали человека (и художника как представителя времени) в начале ХХ века.

Как вам кажется, эти проблемы общечеловеческого значения или они характерны только для определенного периода истории России?

Рассматривая композицию, форму, цвет, линию, попробуйте сформулировать общие принципы и приемы живописи первой четверти XX века на примере рассмотренных в залах музея произведений.

Как вы думаете, в чем самобытность такого явления, как русский авангард?

Рефлексия.

Задание учителя: Прочтите предложенные в маршрутном листе высказывания деятелей культуры об искусстве начала ХХ века. Подумайте, какие из них вам ближе и больше совпадают с вашими ощущениями от знакомства с произведениями русского авангарда? Аргументируйте свой выбор.

Деятели культуры об авангарде:

"Прямое назначение искусства - быть фактором эволюции интеллекта".

Павел Филонов, русский художник.

"Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто".

Пауль Клее, художник.

"Форма, пропорции, разделение - все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность разделять - наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества, пропорций, деления цвета".

Владимир Стерлигов, русский художник.

"Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом. Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за ними - "фовисты" (от французского - хищный, дикий):фиксация не осмысленных явлений, а неосознанных эмоций."

Словарь модернистской живописи.

"Новое искусство встречает массу, настроенную против него враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно непопулярно по своему существу, более того, -- оно антипопулярно: Привыкшая во всем брать верх масса чувствует себя оскорбленной в своих "человеческих чувствах" новым искусством. Повсюду, где появляются новые музы, масса оказывает им сопротивление".

Хосе Ортега-и-Гасет, испанский философ.

"Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей". "Единственное возможное заблуждение в искусстве - это подражание".

А.Глез, французский художник.

"То, что конечной целью живописи является воздействие на толпу, мы признаем, но живопись не должна обращаться к толпе на языке толпы; живопись должна пользоваться своим собственным языком, чтобы воздействовать, господствовать и направлять толпу, а не для того, чтобы быть понятой".

Жак Липшиц, французский скульптор.

"Действительность редко их (художников) может удовлетворить, потому что она не наполняет их сознание".

А.Шопенгауэр, философ.

"В отношении живописи, я сознаю, реализм кончился. Сейчас живопись только начинается".

М.Вламинк, французский художник.

Домашнее задание для групп.

Найдите проявления авангарда в различных видах искусства:

1 группа - в архитектуре.

2 группа - в скульптуре.

3 группа - в графике.

4 группа - в декоративно-прикладном искусстве (костюм).

5 группа - в декоративно-прикладном искусстве (посуда).

6 группа - в декоративно-прикладном искусстве (мебель).

Подберите видеоряд, иллюстрирующий задание. Обоснуйте свой выбор.

Литература.

  1. Живопись 1920-1930.- М.,1988
  2. Авангард, остановленный на бегу. - Л., 1989
  3. Русский авангард. - СПб., 2001
  4. Шедевры искусства 20 века.- АСТ-ЛТД., 1994

Приложение.