Цели:
- Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения искусства и особенностей их художественного языка.
- Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового искусства.
Задачи:
- На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием живописи первой четверти ХХ века на базе экспозиции Русского музея.
- Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия).
- Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи.
- Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры.
- Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую работу в музейном пространстве ГРМ.
- Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение, работая в группах.
План урока.
Этапы урока. | Учитель. | Ученики. | Время. |
Мотивация. | Вступительное слово. | Слушают. | 10 мин |
Организация. | Формирует рабочие группы. | Учащиеся делятся на группы (по количеству предложенных для анализа произведений живописи). | 3 мин |
Выдача заданий группам. | Объясняет, комментирует содержание заданий, определяет время выполнения и форму представления итогов. | Каждая группа получает задание, уточняя его при необходимости. | 10 мин |
Работа в группах по предложенным заданиям. | Выполняет роль консультанта: переходит от одной группы к другой, помогает справиться с трудностями, поддерживает. | Выполняют задание: исследуют, анализируют, делают выводы. | 35 мин |
Сбор групп. | Дает сигнал к объединению групп. | Объединяются в общую группу. | 3 мин |
Представление итогов работы групп. | Организует выступления представителей групп, побуждает учеников задавать вопросы по теме выступления, организует обсуждение. | Переходя от одного произведения к другому, класс выслушивает выступление представителя группы, работавшей над данным объектом. Представитель каждой группы выступает с результатами ее работы, остальные слушают и задают вопросы, обсуждают. | 30 мин |
Обобщение и закрепление. | Предлагает учащимся уточняющие и обобщающие вопросы по теме занятия. | Отвечают на вопросы учителя. | 10 мин |
Рефлексия. | Предлагает учащимся соотнести высказывания деятелей культуры о живописи авангарда с собственными ощущениями и впечатлениями. | Определяют и формулируют собственные впечатления с помощью предложенных цитат, находя среди них наиболее близкие своим ощущениям. | 10мин |
Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | 9 мин |
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.
Мотивационный этап.
ХХ век богат событиями. Пожалуй, никогда "лицо" мира не менялось с такой скоростью. Европейское искусство, а за ним и искусство мира, претерпело колоссальные изменения. Все проявления современной культуры и искусства несут в себе элементы авангарда. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм. И сегодня настало время познакомиться с таким явлением, как русский авангард.
В помощь учителю:
Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30-х годов, возможно, совсем другой была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20-е годы сильнейшее воздействие новой русской живописи.
"Центр тяжести по искусству, - писал П. Филонов, - переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь - русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно.
Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.
В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Художники-новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных процессов в молодой республике.
Организационный этап.
Класс делится на группы по числу предлагаемых для работы объектов
Выдача заданий группам.
Каждой группе выдается маршрутный лист.
Структура маршрутного листа:
Изображение предлагаемого для анализа художественного объекта (для каждой группы).
Вопросы для анализа (одинаковые для всех групп):
Найдите в залах музея, посвященных ХХ веку, предложенные в маршрутных листах произведения.
Внимательно рассмотрите картину и определите возникшие у вас ассоциации и эмоции.
Какая, на ваш взгляд, идея заложена автором?
Какие художественные приемы (композиция, форма, цвет, линия) использованы автором для выражения идеи?
По названию, теме и другим характеристикам произведения определите приметы времени.
Как вы считаете, что послужило причиной изменения языка искусства в первой четверти ХХ века?
Что в предложенном произведении произвело на вас наибольшее впечатление и почему?
Цитаты, высказывания деятелей культуры (одинаковые для всех групп).
Домашнее задание (для каждой группы).
Работа в группах (практическая часть).
Выполнение заданий маршрутного листа по предложенному объекту.
Сбор учащихся и представление итогов групповой работы
Выступления представителей групп, ответы на вопросы, обсуждение.
Обобщение.
Обобщающие вопросы учителя:
Выскажите предположения о том, какие проблемы, темы и сюжеты интересовали человека (и художника как представителя времени) в начале ХХ века.
Как вам кажется, эти проблемы общечеловеческого значения или они характерны только для определенного периода истории России?
Рассматривая композицию, форму, цвет, линию, попробуйте сформулировать общие принципы и приемы живописи первой четверти XX века на примере рассмотренных в залах музея произведений.
Как вы думаете, в чем самобытность такого явления, как русский авангард?
Рефлексия.
Задание учителя: Прочтите предложенные в маршрутном листе высказывания деятелей культуры об искусстве начала ХХ века. Подумайте, какие из них вам ближе и больше совпадают с вашими ощущениями от знакомства с произведениями русского авангарда? Аргументируйте свой выбор.
Деятели культуры об авангарде:
"Прямое назначение искусства - быть фактором эволюции интеллекта".
Павел Филонов, русский художник.
"Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто".
Пауль Клее, художник.
"Форма, пропорции, разделение - все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность разделять - наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества, пропорций, деления цвета".
Владимир Стерлигов, русский художник.
"Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом. Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за ними - "фовисты" (от французского - хищный, дикий):фиксация не осмысленных явлений, а неосознанных эмоций."
Словарь модернистской живописи.
"Новое искусство встречает массу, настроенную против него враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно непопулярно по своему существу, более того, -- оно антипопулярно: Привыкшая во всем брать верх масса чувствует себя оскорбленной в своих "человеческих чувствах" новым искусством. Повсюду, где появляются новые музы, масса оказывает им сопротивление".
Хосе Ортега-и-Гасет, испанский философ.
"Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних субъективных пейзажей". "Единственное возможное заблуждение в искусстве - это подражание".
А.Глез, французский художник.
"То, что конечной целью живописи является воздействие на толпу, мы признаем, но живопись не должна обращаться к толпе на языке толпы; живопись должна пользоваться своим собственным языком, чтобы воздействовать, господствовать и направлять толпу, а не для того, чтобы быть понятой".
Жак Липшиц, французский скульптор.
"Действительность редко их (художников) может удовлетворить, потому что она не наполняет их сознание".
А.Шопенгауэр, философ.
"В отношении живописи, я сознаю, реализм кончился. Сейчас живопись только начинается".
М.Вламинк, французский художник.
Домашнее задание для групп.
Найдите проявления авангарда в различных видах искусства:
1 группа - в архитектуре.
2 группа - в скульптуре.
3 группа - в графике.
4 группа - в декоративно-прикладном искусстве (костюм).
5 группа - в декоративно-прикладном искусстве (посуда).
6 группа - в декоративно-прикладном искусстве (мебель).
Подберите видеоряд, иллюстрирующий задание. Обоснуйте свой выбор.
Литература.
- Живопись 1920-1930.- М.,1988
- Авангард, остановленный на бегу. - Л., 1989
- Русский авангард. - СПб., 2001
- Шедевры искусства 20 века.- АСТ-ЛТД., 1994