Цели:
Образовательная:
- познакомить учащихся с историей освещения помещений и передачей электроэнергии, создать условия для повторения изученных правил безопасного поведения с электроприборами и изучения новых правил;
Воспитательная:
- способствовать развитию воспитания бережного отношения к своей жизни и жизни окружающих людей, осознанно применять правила электробезопасности дома и на улице;
Познавательная:
- показать, чем опасно поражение электрическим током; расширять кругозор учащихся о сферах применения электрической энергии и её значении для человека;
- учить оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
Тип мероприятия: театрализованное представление.
Материально -техническое оснащение: экран, использование компьютера, мультимедийный проектор, магнитофон, презентация, раздаточный материал, для составления правил по электробезопасности, ручки с листочками бумаги, жёлтые и синие воздушные шары, костюмы для героев сказок
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Ведущий (роль ведущего выполняет учитель)
-Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас на классном часе. (Приложение1. Слайд 1) Он у нас будет необычный.
2. Сообщение темы
-Вместе с героями известных сказок мы отправимся в путешествие, а самое главное мы поговорим об очень интересном явлении. Приготовьтесь, можно отправляться в путь.
3. Путешествие по сказкам
(звучит восточная музыка:..)
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться-
Наша сказка впереди-
Сказка в двери постучится, скажем гостю - заходи!
(Входят царь Шахрияр и Шахерезада(танцует)
Шахерезада - О наимудрейший, самый из счастливейших царей, изволь сказку рассказать.
Царь- Если она мне не понравится, прикажу тебя казнить.
Шахерезада-
Слушай, мой господин.
Негде, в тридесятом царстве,
В великом электробезопасном государстве..
Жил-был мудрый правитель..
С давних пор страною правил.
Всех учиться он заставил.
Соблюдать законы верно
Подчиняться непременно.
Нам до этой же страны
Очень долгих лет пути:
Царь- Кто этот правитель?
Шахерезада-
Он трудяга- работяга,
Свет несёт он в каждый дом:
Вилкой его достают из розетки
Хоть не селёдка, не перчик, не сом:
Ведущий- Ребята, кто это? (Это электричество)
Электричество-
Я главнее всех на свете!
Радость людям я несу.
Если вдруг закон нарушить,
То беду я принесу!
Царь- Так электричество доброе или злое? Милует или казнит?
Шахерезада- Об этом нам расскажет 1 путник .
(Входит старик Хоттабыч)
Старик Хоттабыч - Приветствую тебя,о наимудрейший, из мудрейших, и вас отроки. Я давно живу на этом свете. Много видел чудес на свете, но это чудо из чудес! Представь, что у тебя нет света. Твои свечи не горят, которые пропитаны смолой и покрыты воском.
Царь- Как же скучно без света! Не хочу!
Старик Хоттабыч - Да, темнота -это печально. Первым осветительным прибором, была горящая деревянная палка, которую человек доставал из костра.
Первой лампой служила ракушка или камень с углублением, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилём из тростника или камыша.Так родились масляные лампы.
В России для освещения избы использовали лучину- тонкую сухую щепку.
Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, разлитых в формы.
Сегодня на заводах изготавливают свечи из парафина. Они содержат много жира и не пахнут.
Потом появились керосиновые лампы. (образец)
Позже - электрические лампочки. (образец)
Царь- А что такое "электричество"?
Электричество- О, великий царь, дозволь слово молвить?
Царь- (взмах рукой)
Электричество- Слово "электричество"- греческое слово и означает янтарь). Ещё в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве.
Старик Хоттабыч- Проведём опыт. (детям раздаёт карандаши, кусочки ткани и бумаги) Если потереть ручку о кусок шерстяной ткани затем поднести его к мелким бумажкам, положенным на стол, увидим действие электричества.
Но это электричество называется статическим, потому что оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в осветительных приборах.
Электричество- Позже учёные установили, что электричество -это поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Но, когда электронов накапливается много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение.
Ведущий- Ребята, скажите, откуда в наши дома приходит электричество? (Приложение 1. Слайд 2)
(Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.)
Физминутка - Отгадайте загадку.(дети сначала отгадывают загадку, потом делают упражнения)
По тропинкам я бегу, (бег на месте)
Без тропинок не могу. (ходьба на месте)
Где меня, ребята, нет, (поднимание плеч)
Не зажжётся в доме свет. (руки вверх)
(Электрический ток)
Электричество - Ребята, я для вас приготовила задание. Нужно сложить из слов правило пользования электроприборами.
(2 группы составляют правила)
Надо включать и выключать электроприборы с помощью выключателя.
Нельзя тянуть электрические приборы за шнур.
(Приложение 1. Слайд 3 - проверка правил)
Ведущий - А если вдруг человека ударило электрическим током , что делать?
Шахерезада - Это другая сказка и новые истории.
(появляется Маша и Медведь)
Маша- Кто больной? Почему больной?
- Дышите, не дышите.
Ведущий- Маша, не спеши. Пусть Миша расскажет какие признаки, если человека ударило током?
Медведь- Пострадавший теряет сознание, лицо бледнеет, губы синеют, дыхание и пульс едва определяются. (Маша падает в обморок)
Что же делать? Ребята, помогите! (Приложение 1. Слайд 4)
Распредели действия по порядку:
7. Дай выпить сладкого чая или молока.
6. Уложи в постель.
1. Выключить электроприбор из розетки.
5. Деревянной палкой отбросить провод от пострадавшего.
3. Позвонить по телефону "03".
2. Сказать взрослым.
4. Встать на резиновый коврик или сухую доску.
(дети дают ответы), (Приложение 1. Слайд 5 "Проверь себя")
(Приложение 1. Слайд 6 "Оказание первой помощи при ударах электрическим током")
Маша- Теперь я настоящий доктор.
Медведь- А ты помнишь, что с тобой недавно чуть не случилась беда?
Маша -
Я гуляю по лесочку,
А кругом столбы стоят.
Выйдя дальше на полянку,
Скакалку я нашла!
Медведь- Какая скакалочка? Оборванный провод!!!
Маша-
С тех пор я точно знаю
И всем я говорю:
Нельзя трогать руками
И наступать ногами
на эти провода!
Медведь- Ребята, помните!
Чтобы не попасть под действие электрического тока, никогда не подходите к трансформаторным подстанциям. Оборудование в них находится под высоким напряжением.
Маша- Cмертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам.
Медведь- Если провод оборван или лежит на земле, к нему нельзя приближаться ближе 10 метров.
Маша- Никогда не раскачивайте деревья, кроны которых расположены вблизи проводов.
Медведь- Нельзя разводить костры под линиями электропередач .
Маша- Ни в коем случае не стоит запускать воздушного змея вблизи линий электропередач.
Миша- Помните это всегда!
Маша- Миша, давай поиграем " Море волнуется"
Ведущий- Ребята, поиграем?
Маша- Море волнуется раз, море волнуется два.
Фигура электрического столба-замри!
Фигура трансформаторной будки - замри!
Электричество -
С давних пор живу я рядом
Людям всем я добрый друг
Польза вам- и мне отрада
Только есть один конфуз.
Вам включать меня не сложно
Щёлкнул кнопку и пойдёт!
Но со мной будь осторожен,
Знай про это наперёд!
Если быть со мной халатным
Обращаться абы как
Стану я врагом нещадным
Наведу и страх и мрак!
Молний кучу напущу я
И огонь я напущу
Вольность вашу не прощу я
И халатность не прощу!
Я вредить здоровью стану
Боли много принесу
Вредной быть не перестану
Пока всех не проучу!
Царь- Что -то страшно мне от сказки. Где же будет там добро?
Шахерезада- А вот и 3 путник из сказки "Как старик домовничал"
Старик- Здравствуйте, люди добрые! Поведаю вам, что со мной приключилось. Живу я со своею старухой 30 лет и 3 года. Землю пашу, за скотиной хожу, а жена всё по дому работает. Надоело мне одному спину гнуть и решили мы с женой поменяться работами. Она в поле пошла, а я дома остался. Думал все дела по дому быстро переделаю и отдыхать буду. Не тут-то было. Беда со мной приключилась.
Хлеба в хлебопечке испечь не смог. Не подпустила меня печь. Заискрилась. Почему? (провод оголился, проводку мыши объели розетка неисправна, электричество пробивает.)
Бельё постирать хотел, током ударило. Почему? (мокрые руки)
Гладить бельё стал - сжёг его. Почему? (утюг неисправен, забыл про бельё). Просто не везёт! Не справляюсь с домашними делами. Жена вернётся, расстроится.
Ведущий - Ребята, давайте поможем старику. Мальчики назовут электроприборы, которые нам помогают в быту, а девочки предметы , которые относятся к этим приборам.
Игра " Найди пару"
пылесос - ковёр
миксер - торт
фен - прическа
холодильник - продукты
электроплита - кастрюля
утюг - костюм
электродуховка - курица
компьютер - доклад
телевизор - мультфильмы
Царь - Какие правила надо напомнить старику при работе с электроприборами?
Учащиеся -
Нужно:
- Изучить инструкцию по эксплуатации прибора.
- Браться за вилку сухими руками
- Придерживая розетку, аккуратно вставлять вилку прибора
- При выключении электроприбора нужно одной рукой придерживать корпус розетки, а другой рукой держаться строго за вилку
Нельзя:
- Браться руками за оголённые провода
- Вытаскивать вилку, держась за шнур
- Вставлять в розетку неисправные электроприборы и неэлектроприборы
- Оставлять включёнными электроприборы без присмотра
- Трогать, самостоятельно чинить испорченные провода и сами электроприборы
- Заливать загоревшиеся электроприборы водой (Приложение 1. Слайд7)
4. Итог.
Ведущий - Зачем надо правильно пользоваться электроприборами?(ответы детей)
Электричество-
Ну теперь-то я спокойна
И за вас и за себя
Список правил был усвоен
Знать урок прошёл не зря!
(исполняет песню)
Ведущий - Ночь прошла, Шахерезада замолчала и наша сказка подошла к концу.
5. Рефлексия.
Учитель раздает ученикам воздушные шары и предлагает "зажечь лампочки", жёлтый шар - в том случае если ученик усвоил материал и ему было интересно; если нет - надувает синий шар .
Ведущий- Ребята, будьте осторожны! Берегите себя, своих близких и окружающих вас людей! (Приложение 1. Слайд 8)
Библиографический список:
- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. ,
- Смирнов А.Т., Маслов М.В. Учебник по ОБЖ для 3-4 классов - М.: "Просвещение" 2008г.
- Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1990.-256 с.
- Усачёв А.А., Березин А.И. Школа безопасности : 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности".- М.: "Фирма "Издательство АСТ", 1998. - 160 с.