На одном из Всероссийских форумов видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то сказал: “Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит”. И, действительно, в категории “здоровый ребенок” сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности.
Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, школьники реализуют свой двигательный потенциал только на 18-20%; 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом. В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
По данным обследования, проведенного среди обучающихся МБОУ “СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных предметов” г. Кемерово, в 2009 году выявлено, что заболевания опорно-двигательного аппарата занимают ведущее место в перечне основных видов заболеваний. Кроме того, известно. Что нарушение осанки, искривление позвоночника, задержка возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости снижают не только силу и работоспособность и работоспособность скелетной мускулатуры. Недостаток движения вызывает изменения в центральной нервной системе, эндокринные изменения, которые в свою очередь могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к изменению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, следовательно, к снижению общей работоспособности организма (Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехман, Э.М.Казин, В.П.Казначеев, С.И.Петухов, А.Г.Щедрина и др.).
Дифференцированный анализ состояния здоровья у учащихся школы выявил ряд проблем, существование которых обусловило небходимость активизации физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся школы.
В процесс физического воспитания, основанного на индивидуально-дифференцированном подходе, необходимо включать все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
Через систему организации двигательной активности школьников необходимо включать различные формы, средства и методы в урочное и внеурочное время такие как:
– гимнастика до уроков;
– модель подвижного урока;
– физкультурные минутки;
– оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж);
– динамическая перемена.
Гимнастика до уроков
Цель гимнастики до уроков – организовать учащихся, активизировать включение в работу и повысить их работоспособность.
Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут.
Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах.
Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса (махи, вращения рук и головы), спины (наклоны в нескольких направлениях), ног (приседания, прыжки). Недопустимы упражнения на силовую нагрузку и сложную координацию.
Гимнастика до уроков обязательно проводится под руководством педагогов (учителей физкультуры, тренера, специалиста ЛФК, дежурного педагога и др.).
Модель подвижного урока
Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
– осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
– введение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранения работоспособности школьников;
– реализация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.
Структура подвижного урока включает четыре основные здоровьесберегающие педагогические технологии: режим динамических поз, физкультминутки, оздоровительные паузы и передвижение по классу.
Методологической основой модели подвижного урока является методика режима динамических поз профессора В.Ф. Базарного, модифицированная авторами в соответствии с целью и поставленными задачами при организации здоровьесберегающего урока.
Материальное обеспечение модели подвижного урока включает: настольные конторки, учебную мебель, соответствующую росту ученика, офтальмотренажеры, сигнальные лампочки, специальные коврики.
Физкультурные минутки
Потребность в двигательной активности учащихся может реализовываться и посредством физкультурных минуток на уроке, при этом необходимо учитывать, что, согласно гигиеническим нормам, их общая продолжительность на уроке в 1– 8 классах должна составлять не менее 5 минут.
Физкультурные минутки способствуют снятию локального утомления, состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
По содержанию физкультминутки различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Физические упражнения должны вовлекать в работу те мышцы, которые в большей степени подвергаются утомлению во время учебной деятельности на уроке. Это мышцы спины, шеи, пальцев рук, бедра и др.
Комплексы должны состоять из физических упражнений, не требующих сложной координации движений и большого пространства, которые можно выполнять и в положении “сидя” и “стоя”. Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками и пальцами и т.п. Исходя из общей направленности комплекса, физкультминутки могут быть следующих разновидностей:
- Физкультминутка общего воздействия.
- Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
- Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
- Физкультминутки для снятия утомления с туловища и ног.
- Физкультминутки для снятия утомления с кисти рук.
- Физкультминутки изометрические.
Физкультминутки следует проводить с учетом содержания учебной деятельности на уроке при появлении признаков утомления. Чаще всего это проявляется в последней трети урока, особенно на 4, 5, 6 уроках. Физкультминутки рекомендуется проводить дважды за урок: на 10-15-й и на 25-30– минутах.
Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Продолжительность физкультминуток составляет 1-1,5 мин. Выполняться физические упражнения могут сидя на стуле или стоя у стола, в медленном или среднем темпе. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы учащиеся не мешали друг другу. Каждое из 2-4 упражнений в комплексе повторяется 2-4 раза.
До начала физкультминутки учитель дает команду на прекращение выполнения заданий, подготовку к ней. Комплексы упражнений необходимо менять один раз в 2 недели, т.к. повторение одних и тех же упражнений утомляет.
Физкультминутки могут сопровождаться музыкой, особенно, если они проводятся централизованно. Но в этом случае лучше их проводить на последних уроках, т.к. существует возможность отвлечения от темпа урока и переключение внимания. На последних уроках утомление выражено значительнее и поэтому требуется более продолжительные физкультминутки с элементами релаксации.
Начинать выполнение комплекса упражнений необходимо с фиксации правильной осанки в течение 5-6 секунд, затем должно быть упражнение на сосредоточенность внимания и активизацию определенной группы мышц. После чего следуют упражнения конкретной направленности в соответствии с номером урока, видом деятельности до физкультминутки, с учетом дня недели, общего состояния учащихся и дневной динамики их работоспособности.
В начале урока можно выполнять вводную гимнастику, цель которой является повышение готовности организма к предстоящей работе путем соответствующей перестройке функций на новый уровень деятельности и сокращения периода продолжительности врабатывания. Физические упражнения в первой половине урока способствуют активизации организма учащихся через воздействие на мышечную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления.
Во второй половине урока физические упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления в результате различных видов учебной деятельности. Экспериментально апробированы и рекомендованы к использованию учителями специальные комплексы упражнений.
Оздоровительные паузы
Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Выполнение оздоровительных пауз при развивающемся утомлении способствует снятию мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения. Но, самое главное, оздоровительные паузы помогают сохранять здоровье школьников в процессе обучения, благодаря широкому и разнообразному воздействию на разные функции организма. Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренаж, психологические тренинги и прочее.
Разнообразие состава упражнений в оздоровительных паузах позволяет использовать их на уроке с разной целью: для активизации учебной деятельности в начале урока, для снятия мышечного напряжения с разных групп мышц (шеи, плеч, кисти, рук, спины, ног), для профилактики нарушений осанки, для повышения двигательной активности на уроке, для предупреждения и снятия нервной усталости, психоэмоционального напряжения и возбуждения, для активизации деятельности познавательных функций на уроке (память, внимание, восприятие), для предупреждения и снятия утомления зрительного и слухового анализаторов, для развития моторики кисти, для улучшения мозгового кровообращения.
Динамическая перемена
Для снятия статического напряжения, в целях профилактики утомления детей в режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками. За гигиеническую норму принята длительность малых перемен по 10 минут, большой перемены – 30 минут или двух больших перемен по 20 минут каждая. Не допускается сокращение перемен.
Важное значение для профилактики утомления у детей играет динамическая перемена (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут.
Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в хорошо проветренном помещении (рекреация, спортивный зал, коридор).
Выделяют три части динамической перемены:
– подготовительная (готовит детей к выполнению игр и упражнений) – 2 минуты;
– основная (обучение двигательным навыкам, игровая деятельность, максимальная двигательная активность) – 25 минут;
– заключительную, организм ребенка приводится в спокойное состояние, подводятся итоги – 3 минуты.
Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей.
Для эффективного проведения динамической перемены необходим педагогический контроль, четкая организация, эмоциональная окраска всех упражнений. Детям в это время необходимо не только сбросить физическое утомление, но и эмоционально “зарядиться”. Известно, что только при эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении динамических перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Игры должны развивать несколько двигательных качеств. Целесообразно организовывать одновременно несколько игр (вдвоем, втроем, малыми группами). Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок.
Для более рационального использования времени предварительно делается разметка игр на полу и стенах (круги, линии, “камешки”) лучше это сделать масляными красками один раз в год, подправляя или меняя разметку в дальнейшем. Оптимально ежедневное применение подвижных перемен. Если динамические перемены не проводятся ежедневно, то их рекомендуется проводить в дни снижения умственной работоспособности учащихся (понедельник, четверг, пятница, суббота). Для начальной школы перемены рекомендуется проводить ежедневно, для среднего звена – 3-4 раза в неделю. При наличии в расписании урока физкультуры рекомендуется подвижную перемену проводить с играми умеренной интенсивности, при отсутствии урока физкультуры рекомендуются игры с интенсивной двигательной активностью. Принуждение при отказе детей от игры недопустимо, важны доброжелательность и двигательный и эмоциональный “комфорт”, и желание детей.
Список литературы
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005, – 176с.
- Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Методическое пособие, Часть II. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока / Авторы, составители: Т.Н. Семенкова, Н.А. Заруба, О.А. Никифорова, А.И. Федоров; под редакцией Э.М. Казина – 2 издание, стереотипное. Кемерово: Издательство КРИПКиПРО,2005. с.15.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы применения: Методические рекомендации / Под редакцией Безруких М.М., Сонькина В.Д. – М. – Педагогика, 2002.– 254с.
- Казин Э.М., Адаптация и здоровье / Э.М. Казин, С.Б. Лурье, С.И. Петухов, Т.М. Чурекова и др. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 301с.