Цели урока:
– развивать умение запоминать фамилии авторов произведений;
– развивать логическое мышление;
– формировать наблюдательность;
– развивать умение ориентироваться в пространстве;
– развивать воображение.
Ход занятия
Разминка. “Мозговая гимнастика”
Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
“Ленивые восьмерки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
1. Основная часть.
У нас в гостях н з е й Н а к а (Незнайка). Учащиеся расшифровывают анаграмму. На доске появляется фотография Незнайки.
– Кто автор рассказов про Незнайку? (Николай Носов).
– Кто читал рассказы о Незнайке? Поднимите руки.
– Сегодня мы с вами поможем Незнайке научиться рисовать и грамотно писать.
Развитие внимания и наблюдательности. (Рис.1)
На доске иллюстрации с изображениями: птицы, мальчика, ботинка, зайца, дома, чашки, машины, табурета, ведра.
– Незнайка все напутал. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что не так и как должно быть?
Ученики по цепочки выходят к доске, показывают на иллюстрацию, называют ошибку и ее исправляют.
Развитие мышления.
На доске:
ЛАС. (ласточка)
40 а (сорока)
С 3 Ж (стриж)
А (аист)
Незнайка написал нам послание из тех букв, которые он знает. Давайте попробуем прочитать то, что он нам хотел сказать.
– Как называется то, что вы видите? (ребусы)
– Что такое ребусы? (это зашифрованные слова)
Ребята по цепочке разгадывают ребусы.
– Ласточка, сорока, стриж, аист – как это можно назвать одним словом?
– Значит, Незнайка хотел нам сказать, что он знает этих птиц.
– А знаете ли этих птиц вы? (ответы детей)
Корригирующая гимнастика для глаз. (Облегчает зрительную работу, снимает напряжение в области глаз)
– Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
– Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелке.
– Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте узор в воздухе.
Развитие речи, мышления, воображения.
На доске написано:
Б…у…ж…б….
– Как вы думаете, что написал Незнайка?
– Как вы догадались? (Начинается предложение с заглавной буквы, состоит из 4-х слов, в конце стоит точка).
– Давайте составим предложение из этих четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. (Ответы детей)
Бабушка ушла жарить блин.
Булочник убрал жесткую булку.
Барин ужинал жареным баклажаном.
Боря утром ждал брата.
Бабочка улетела жаловаться букашкам.
Боря увидел желтые бусы.
Барсук увидел желтую бабочку.
Бочку укатил жадный бегемот.
Барбос учит журавлей буквам.
– Запись одного предложения в тетрадь.
Развитие пространственного мышления, речи. (Рис. 2)
– Незнайка нарисовал разные картинки, но никак не может их собрать. Он не знает, что было “сначала”, а что “потом”. Давайте ему поможем.
Один комплект карточек с рисунками лежит на парте (работа в микрогруппах).
Проверка:
День, вечер, ночь.
Подсолнух, семечки, масло.
Колосья, рогалик, откусанный рогалик.
Кустик, дождь, дерево.
Дети составляют рассказ по картинкам. Ошибки исправляют при проверке
Подведение итогов.
– Как вы думаете, чему мы научили сегодня Незнайку? (Ответы детей)
– Я думаю, что герой Носова при рисовании и письме будет допускать меньшее количество ошибок, если будет продолжать свое ежедневное обучение в школе.