Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей.
Родители – главные воспитатели, а школа призвана помочь родителям в воспитании детей. Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания. Именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.
Я считаю, что для выявления и развития творческого потенциала детей наиболее подходит внеурочная деятельность. А формой работы с родителями в этом направлении выбираю семейные мероприятия, т. к. и детям, и родителям они очень нравятся.
Вот почему, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым.
На первом собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятий. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах.
Цель мероприятий: создание условий для сотрудничества детей и их родителей через формирование семейных ценностей, здорового образа жизни, развитие и реализация разносторонних способностей и интересов детей в различных видах деятельности.
Задачи:
- Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку)
- Создание условий для активного взаимодействия взрослых и детей;
- Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде “учитель – ученик – родитель” во внеурочной деятельности;
- Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
- Создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- Воспитание в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.
Для решения поставленных задач мы совместно с родителями определили следующее содержание:
- Классный коллектив делится на группы.
- Подготовка и проведение мероприятий
осуществляется по двум принципам:
– чередование творческих поручений,
– коллективно-творческое дело.
Классификацию некоторых мероприятий можно представить так:
– календарные: “День Знаний”, “День Матери”, “Новый Год”, “23 февраля”, “8 марта”;
– школьные: “Посвящение в первоклассники”, “Спасибо, Азбука, тебе!”, “Лучший ученический коллектив”, “Все страны в гости к нам”, “Как не любить нам эту землю”, “Выпускной”;
– праздники на свежем воздухе и тематические экскурсии: “Всей семьей в осенний лес”, “День рождения в кругу друзей”, “Закончился учебный год – собираемся в поход”.
Планирование моей работы вывелось в двух направлениях:
– предварительная работа с детьми;
– предварительная работа с родителями.
Результаты работы:
- Повысилась активность родителей: на наши мероприятия приходят всей семьей.
- У родителей появилась инициатива в определении содержания наших праздников и мероприятий, которые мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.
- У детей сформировалось понимание ценности семьи, ее значимости в жизни ребенка.
- Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
- Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.
- Повышение активности участия родителей в управлении жизнедеятельностью школы.
- Развитие социального интеллекта.
- Динамика личностного роста учащихся.
- Формирование социально-активной жизненной позиции учащихся через участие в делах класса, школы.
Проведенная мной работа позволяет сделать следующие выводы:
- Данный подход к организации и проведению праздников, экскурсий и других мероприятий позволил по-новому подойти к решению проблемы сотрудничества семьи и школы.
- Праздники дают большие возможности для решения воспитательных задач в работе с родителями.
- Активное участие в праздниках помогает родителям по-новому взглянуть и на своего ребенка, и на сам процесс образования в целом. Участие помогает им:
– преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка;
– относиться к ребенку как к равному;
– понять, что недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми;
– знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
– проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
– установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;
– развивать способности своего ребенка.
Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру. Появился и закрепился на своих позициях контингент родителей, проявляющих серьезный, деятельный интерес к задачам воспитания и обучения своих детей в школе. Им мало быть просто “в курсе” – им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе. И их влияние, если его правильно организовать, может быть чрезвычайно полезным.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.