Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.
Традиционной для дошкольников является игра в путешествия. Это сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещают новые места. Путешествия можно организовать как в реальные места, так и в воображаемые: “Путешествие в зимний (осенний) лес”, “Путешествие на берег Енисея”, “Посещение зоопарка” и т.д. Важной особенностью этой игры является то, что в ней всегда есть ведущий (экскурсовод, руководитель похода и т.д.), роль которого на себя берёт взрослый. От него дети узнают много нового о местах, их обитателях. В ходе путешествия ребятам предлагается найти выход из различных ситуаций: “Как уберечь зимой птиц от голода и холода?”, “Как сделать красивым наш двор?”, “Как не помешать лесным жителям?” и т.д. Такие путешествия обычно вызывают массу положительных эмоций у ребят.
Успешно используются в экологическом воспитании дошкольников игры-эксперименты. На прогулке игры с песком, снегом, водой, а также с листьями, семенами обогащают представления детей о разнообразии предметов окружающего мира, их свойствах, назначении, побуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Сухим песком можно наполнять леечки без наконечников-рассеивателей (кулёчки с дырочкой) и рисовать на ровной поверхности (асфальте) узоры. Из мокрого песка делать “Весёлый городок”. А зимой можно сделать “цветной снег” – поливать уплотнённый снег струйкой окрашенной воды. Эксперимент “Птицы и нефть” начинаем с наблюдения за парящим в воздухе пёрышком. Затем обмакиваем его в растительное масло, и оно камнем падает вниз. В ходе эксперимента проводится беседа о том, как важно сохранить наши водоёмы чистыми. Эксперимент “Рыбы и нефть” начинаем с наблюдения за рыбками в аквариуме: их передвижением, кормлением. Затем в ёмкость с водой наливается подсолнечное масло, и дети рассматривают образовавшуюся плёнку. Ребята делают вывод о том, как сделать безопасной жизнь обитателей водоёмов.
У детей дошкольного возраста много любимых литературных героев. Это можно использовать для создания игровых ситуаций со сказочными героями, позволяющими расширить представления о растениях и животных, вызывающими добрые чувства к ним. Тематика таких игр может быть следующей: “Карлсон выращивает лук”, “Буратино ухаживает за комнатными цветами”, “Самоделкин рассказывает о птичьих гнёздах”, “Незнайка собирает урожай” и т.д. При разработке таких игр целесообразно использовать характерные, примечательные черты героев. Что усилит воспитывающее значение созданной игровой ситуации.
В игровой форме преподносится детям участие в экологических акциях. Ребята называют себя “Помощниками природы”, участвую вместе со взрослыми в следующих акциях: “Наша аллея” – посадка деревьев на участке. “Птичья столовая” – изготовление кормушек и подкормка птиц. “Выставка рекордов природы” – вместе с овощами и фруктами выставляются необычные сучки, камешки, листья и т.д.
Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Литература:
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Николаева, С.И. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Гном, 2011.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
- Тихомирова, Л.Ф. Уроки здоровья для детей. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Шорыгина, Т.А. Экологические сказки для малышей. – М.: Прометей, 2003.