Цель урока: усвоение понятий – электроэнергетика, энергосистема, авангардная тройка, альтернативный источник энергии.
Задачи:
- сформировать понятия электроэнергетика, энергосистема:
- объяснять понятия: теплоэлектростанция – ТЭС, гидроэлектростанция – ГЭС, атомная электростанция – АЭС, единая энергосистема ЕЭС, линия электропередач – ЛЭП, ядерные отходы, гидроэнергоресурсы, план ГОЭРЛО;
- углубить знания учащихся о роли и значении электроэнергетики в жизни человека;
- проанализировать особенности размещения по территории экономических районов основных типов электростанций;
- продолжить развивать использование тематических карт атласа при составлении характеристик различных территорий России;
- познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, связанными с электроэнергетикой.
Ход урока
1
. Учащиеся готовят краткие сообщения или презентации по темам:Тепловые электростанции России (ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС).
Гидроэлектростанции России (ГЭС, ГАЭС).
Атомные электростанции России (АЭС).
Сообщения составляются по определённому плану: 1.Тип электростанции, её основные технические характеристики (очень кратко). 2.Преимущества данного типа электростанции. 3. Недостатки.4.Крупнейшии электростанции данного типа в России.
Приливная энергия. ПЭС.
Геотермальная энергия. ГеоЭС или ГеоТЭС.
Солнечная энергия. СЭС.
Ветровая энергия. Ветряная электростанция – ВЭС.
Сообщение составляется по плану: 1.Определение данного вида энергии. 2.Очень краткая техническая характеристика данного типа электростанции. 3. Недостатки. 4. Электростанции данного типа на территории России.
2.
Учитель готовит схему опорного конспекта урока.Опорный конспект состоит из вопросов, а так же двух таблиц “Преимущества и недостатки различных типов электростанций” и “География электроэнергетики по районам России”.
В начале урока учитель рассказывает по теме об электроэнергетики, об уровне развития электроэнергетики, производстве электроэнергии в России, преимуществах электроэнергии перед другими источниками энергии, специфики и недостатках. Кратко упоминает о становлении электроэнергетики в России. Напоминает о ресурсах, на основе которых работает электроэнергетика. Называет основных потребителей электроэнергии в России. Рассказывает об энергосистемах России.
Вопросы по теме для последующей проверочной работы записаны на листе опорного конспекта.
1) Что такое электроэнергетика?
2) Составные части электроэнергетики?
3) Роль и значение электроэнергетики в хозяйстве страны.
4) Почему электроэнергетика должна опережать по темпам развития все остальные отрасли хозяйства?
5) Сколько электроэнергии производится в России? Какое место в мире Россия занимает по производству электроэнергии?
6) В чём преимущество электроэнергии перед другими видами?
7) В чём специфика и в тоже время недостаток электроэнергии?
8) С чем связано становление электроэнергетики в России?
9) На основе, каких ресурсов работает электроэнергетика?
10) Назвать основных потребителей электроэнергетики в России в настоящее время?
11) Назвать основные типы электростанций в России.
12) Что такое энергосистема? Какие крупные энергосистемы существуют в России? Энергосистема, какого района России не входит в ЕЭС России?
3.
Сообщения учеников об основных типах электростанций (трое учеников используя параграф учебника, а также ресурсы интернета – свободной энциклопедии Википедии).
Остальные учащиеся заполняют таблицу “Преимущества и недостатки электростанций различного типа”
Характеристика | ТЭС | ГЭС | АЭС |
Доля в общем производстве электроэнергии, % | |||
Достоинства | |||
Недостатки | |||
Факторы размещения | |||
Основные электростанции |
4.
Рассматриваем географию электроэнергетической промышленности России.Использую карту атласа издательства Дрофа стр.26 “Экономические районы России” учебник §3 составляем и заполняем таблицу
Название экономического региона |
Основные топливно-энергетические ресурсы |
Электростанции, которые составляют основу энергетического хозяйства региона |
Желательно класс разбить на группы по 3-4 человека. Каждая группа рассматривает 2-4 экономических региона.
Далее все вместе заполняем таблицу.
5
. Рассматриваем альтернативные источники электроэнергии.Выступления учеников с краткими сообщениями о
– Приливные электростанции.
– Солнечные электростанции.
– Ветровые электростанции.
– Геотермальные электростанции.
Прослушивая сообщения ученики заполняют таблицу “География альтернативной электроэнергетики России”
Вид энергии | Электростанции и их размещение на территории России | Недостатки |
ПЭС | ||
СЭС | ||
ВЭС | ||
ГеоЭС |
6.
Заключение.Выделить экологические проблемы, возникающие при эксплуатации различных типов электростанций. Подойти к выводу о необходимости энергосбережения во всех отраслях хозяйства. Строительство электростанций только с учётом экологических факторов.
Список литературы.
- Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2008.
- Баринова И.И., Суслов В.Г География. Россия: хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. М.: “Экзамен”, 2009.