Подготовка к сочинению на тему “Разная осень” по прочитанным произведениям русских поэтов и писателей.
Цель урока: Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений. Развивать способность внимательного отношения к авторскому слову. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать.
Учебные материалы:
- Учебник “В одном счастливом детстве” (авт. Р. Бунеев, Е.Бунеева)
- Аудиозаписи музыкальных произведений (П.Чайковский “Времена года”, “Вальс снежных хлопьев” из балета “ Щелкунчик”.
- Тексты отрывков стихотворений.
- Репродукции картин с видами осеннего пейзажа (расположить на доске).
- Рисунки (расположить на доске), стихи собственного сочинения.
- Желтый конверт с загадками (расположить на доске).
- Листочки разного цвета (расположить на доске).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкою вздохнем.
Наш урок начнем.
Я приглашаю вас в мастерскую. Что такое мастерская? (Мастерская – это место, где человек что-то мастерит). Как мы видим свое участие в мастерской, как мы можем мастерить на уроке литературного чтения? (Мы будем мыслить, сочинять, рассказывать, слушать, творить, рисовать.) Сформулируйте учебную задачу: “Через обобщение прочитанных произведений об осени увидеть, почувствовать красоту осенней
природы и по окончании собрать материал к написанию своей творческой работы”. -Надеюсь, что у нас это хорошо получится.
2. Обобщение изученного материала.
а.) Введение в тему урока (звучит осенняя мелодия). (Учитель загадывает загадки.)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем (это золотая осень).
(Выходит ученик в костюме “Золотая осень”, затем за ним выходит ученик в костюме серой, мокрой скучной осени. Золотая осень прикрепляет конверт желтого цвета на доску, а поздняя осень разбрасывает листочки, на которых написаны признаки осени.)
Учитель:
А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней и голодно
В душе тоска и холодно
Все засыпают, угасают дни.
(Это тоже осень.)
– А какая это осень?
(поздняя осень)
Учитель:
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась. (К. Кедров)
– О ком будем рассказывать, сочинять, слушать? Что помогло определить тему нашей литературной мастерской, тему изученного раздела? (Загадки, стихи.)
– Кто помог нам увидеть осень, услышать ее звуки? (По оглавлению дети читают изученные произведения и авторов.)
б.) Учитель: Вот мы и заканчиваем работу над произведениями раздела “Глухая пора листопада” и в гости к нам пожаловала сама героиня – Осень, ведь именно ей были посвящены стихи и рассказы данного раздела. Но, как видите, она не одна, а сразу две осени у нас сегодня в гостях. Нам предстоит в ходе урока ответить на вопрос: “Какая она – Осень?”– “ унылая пора” или “очей очарованье” с помощью цитат из произведений. (“Осени” присаживаются на свои места.)
Откройте разворот книги с названием раздела (стр.78-79) Рассмотрите его. Из какого произведения взята эта цитата? Кто желает рассказать это стихотворение? (Б.Пастернак “Иней”. Ученик читает стихотворение, 2 четверостишья.)
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.Пусть ветер рябину занянчив
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив
Как сказка с хорошим концом.
Почему так странно называет пору листопада Б. Пастернак? (Этот образ
можно понимать по-разному: “глухая” пора, когда опали все почти листья, поэтому
все звуки в лесу приглушены, “глухая” – это может быть и пора поздней осени, и
тишина осеннего леса.) Да, ребята, такой видит и слышит осень поэт Борис
Пастернак. Как же описать осень? Она такая разная…О каких приметах осени,
ее признаках говорят рисунки на развороте книги, ваши рисунки?
Репродукции картин на доске? (Осенью листья желтеть начинают, осенний
листопад, птицы улетают на юг. Осень-это шуршащие листья под ногами и серые
тучи. Осень – это грибы, спелые орехи и цветы. Осень – это холодные туманы и
утренние заморозки. Осень – это длинные вечера и темные ночи. и т. д.)
Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок, помогает нам искусство, живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО ПОЭТОВ ПОМОЖЕТ НАМ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПРО ОСЕНЬ, ПОЗВОЛИТ УКРАСИТЬ ЕГО ЦИТАТАМИ ИЗ СТИХОВ. Какие стихотворения открывают раздел “Глухая пора листопада”? (Константин Бальмонт “Осень”, Федор Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, Александр Сергеевич Пушкин “Осень”.)
Можно ли сказать ,что поэты в стихах рисуют один период осени?
(Нет. Речь идет о наступлении осени, о ранней осени, о поздней осени.)
У трех поэтов осень разная. И разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов. Читатель выражает и свое отношение к прочитанному. Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создает словами. Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта.
в.) Начнем читать стихи в той последовательности, в какой осень покоряет природу.
(3 ученика читают стихотворения наизусть. 1-й ученик: К. Бальмонт “Осень”.)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья
Какую осень нарисовал поэт в своем стихотворении? (Начало осени.) Какое оно начало осени? (1. Поспевает брусника. 2.Солнце реже появляется из-за туч. 3. Дни становятся холоднее. 4. Еще цветут цветы, но нет того благовонья. 5. Все деревья блистают в разноцветном уборе. 6. На сердце становится грустно.)
Какие чувства испытывал он с приходом осени? Свой ответ подтвердите словами из стихотворения. (Много холода, в сердце грусть, солнце реже смеется, в цветах нет благовонья. Осень как малое дитя скоро заплачет длинными, скучными дождями от той грустной картины в природе.) Какой увидел осень Федор Тютчев? (2-й ученик.)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
– И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Как называется в народе эта короткая, но дивная пора? (“Бабье лето”.) Как поэт относится к этому времени года? (Поэту нравится осень, он очарован, “дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера”.) Удалось ли вам наблюдать “хрустальный день”. Опишите его. Какой он? (Прозрачный, чистый, безоблачный.) “Лучезарны вечера” – как вы представляете их? Расскажите. (Залита лучами заходящего солнца вечерняя природа. Все сверкает, сияет.) “Праздная” борозда – какая она? (Отдыхающая, с нее все убрали.) Федор Тютчев, как и Константин Бальмонт, рисует картины осени, которые приносят с собой пустоту и грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. (…теперь уж пусто все; пустеет воздух, птиц не слышно боле…”) У стихотворения нет названия. Все привыкли узнавать его по первой строке “Есть в осени первоначальной …” Какое бы вы название предложили этому стихотворению?
(“Бабье лето” , “Дивная пора”, “Наступление осени” и т. д.)
Поэт очарован, он боится нарушить покой. Таким настроением проникнуты стихи Тютчева. Какая она пора “бабьего лета”?
(В начале осени бывает часто короткая, но дивная пора. Она называется “бабье лето”. К этому времени в деревне с полей уже все убрали. “Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде”. Дни стоят безоблачные, прозрачные, чистые. Вечером вся природа залита лучами заходящего солнца. Все сверкает и сияет.)
Ребята, обратите внимание на картину Исаака Ильича Левитана “Золотая осень” (разместить на доске). Золотая осень с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опавших листьев смотрит с картины.
3.) А.С. Пушкин и его Осень. Какая она? Прочитайте отрывок из стихотворения “Осень”.
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Какая она Пушкинская осень? Опишите. (Обращается к осени, называет ее “Унылая пора”, восторгается ею, восклицает: “Очей очарованье!” ,это значит ласкает глаз своей красотой.”) Как относится поэт к осени? (Он любит осень, очарован ею.) Можно ли выделить что-то одно, за что любит А.С.Пушкин осеннюю пору? (Нет, он любит все и золотую осень, и позднюю осень). Найдите эти слова-признания в тексте. (А.С.Пушкин называет позднюю осень “ Унылая пора! Очей очарование! Ему приятна прощальная краса. Он любит увядание природы, леса, одетые в багрец и золото, шум ветра, свежий холодный воздух, и облачное небо, первые морозы, первые угрозы зимы.)
Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. “Осень подходит, – писал он своему другу Плетневу. – Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает”. В селе Болдино, что в Нижегородской области, по осени проходит замечательный праздник в честь поэта Пушкина, потому что именно в этом селе и именно осенью он создал множество прекрасных стихов. Праздник этот так и называется “Болдинская осень”.
У всех трех поэтов осень разная. Их стихи написаны в разное время. Что же объединяет стихи А.С.Пушкина, К.Бальмонта и Ф. Тютчева? (Любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать, и передавать ее красоту в стихах.)
А как относитесь к осени вы? Какое настроение вызывают эти стихотворения у вас?
(Грустное, задумчивое тоскливое ит.п.) Об этом вы напишите в своем сочинении.
Ваше настроение изменится после прочтения стихотворения Генриха Сапгира “Четыре конверта”.
г.) Ролевое чтение стихотворения “Четыре конверта”.
Я знаю, что, когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Аленки и рассказчика. (Дети читают. 10 ролей: рассказчик, конверт, Аленка, зайцы, бурундук, белка, утки, медведь, ежик, ящерица.)
Почему конверт желтого цвета? (Любимый цвет осени.) А кто еще мог прислать письма из леса в этом конверте хотите узнать? (Дети подходят к доске и вытаскивают из конверта кленовые листочки, на которых написаны письма – загадки, читают их у доски и отгадывают.)
1. Скоро выпадут снега,
Сброшу на зиму рога,
Чтоб не получить простуду,
Мухоморов раздобуду. (Лось.)2. У нас в семье большая радость:
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой под осиной,
Пять листопадничков сидят. (Зайцы.)3. Всем привет!
Дзинь – дзинь! Я птичка!
С желтой грудкой!
Невеличка!
Если прилечу к окну,
Кусочек сала попрошу. (Синичка.)4. Япрочистил все ходы,
Закрываюсь до весны. (Крот.)5. Грелась я на солнце летнем
И шипела иногда
Сбросив кожу, ох, замерзла,
Не терплю я холода,
Я устроюсь под корягой
И спиралькой завернусь,
Пусть во сне приснится жаба,
Я до лета не проснусь. (Змея.)
Можно ли это стихотворение назвать познавательным? О чем может узнать внимательный читатель? (О признаках наступления осени в лесу, как звери готовятся к зиме, птиц надо подкармливать, что у зайцев осенью рождаются детеныши, которых называют листопадничками.)
На письма принято отвечать. Как вы думаете, о чем могли рассказать мы в своем ответном письме. (Об осени в городе, как убирают люди листву на газонах и в парках, как утепляют окна в жилых домах, в школах, в классах.) Давайте и мы соберем листочки по классу, которые осень нам разбросала .
д.) Физкультминутка. (Ученики подбирают по классу листочки и кладут их себе на стол.)
Е. АксельродГороду ночью холодно стало.
Ночь для него одеяло достала.
Снегом заботливо город одела
и просветлела от доброго дела.
Только ли стихами можно описывать природу? (Нет. Описывать природу можно и прозой.) Произведения какого автора рассказывают о красоте природы осенью, о чувствах, которые она вызывает? Какие его произведения мы читали в этом разделе? (К. Паустовский “Мой дом” и “Прощание слетом”.)
е.) Сейчас откройте рассказ К. Паустовского “Мой дом” из его книги “Мещерская сторона”, где он рассказывает о своем доме в период осени (стр. 83–85). Расскажите, как выглядел дом писателя? (ученик у доски рассказывает, пересказывает только отрывок.) Какое настроение бывает у хозяина дома в осеннюю пору в деревенской избе, как вы думаете? (романтичное, он отдыхает, согревается душой.) Чем занимает себя писатель в тихие осенние ночи (он читает при свете свечи). Что, по-вашему, понимал К. Паустовский под выражением “Мой дом”? (Это и беседка, и сад, и колодец, и воробьи, ит.д. природа, которую он наблюдал и понимал. Это мир вокруг него.)
В чем же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания? (Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли.) Вы абсолютно правы, и мне хочется зачитать строчки К. Паустовского, в которых он очень ясно высказывает эту мысль об ощущении осени. (Зачитывает учитель.)
“Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова”.
Но вот наступает усталость, природа засыпает, цепенеет, меняется настроение, все в ожидании перемен.
ж.) И вновь встреча с К.Паустовским, его словом, его удивительной любовью к жизни. Будем читать рассказ “Прощание с летом”. О каком периоде осени пишет он в этом рассказе? (О поздней осени.)
Выборочное чтение рассказа “Прощание с летом” (Дети читают цепочкой выборочно о поздней осени и первом снеге.)
Обратите внимание на удивительную меткость слов, подобранных автором. Этому умению мы учимся у мастеров слова. Восхищение, Удивление и радость, которую люди испытывают при виде первого снега, передают и художники кисти. Особенно трогательны нетерпение и счастье маленьких детей на картине Пластова “Первый снег”. (Расположить на доске.)
3. Работа по картине.
– Каким настроением проникнута картина?
(Радостным настроением, чувством новизны, удивления.)
Девочка улыбается, подняла голову, что бы снежинки падали ей в лицо. Мальчик доволен. Дети радуются первому снегу. Им хочется выбежать во двор, протянуть ладошки и поймать снежинки.
4. Подведение итогов урока.
А) 1.) (Ученики собирают на полу рассыпанные листочки, на которых написаны признаки осени и прикрепляют на доску к золотой осени и поздней.)
2. Итак, первыми прошу высказаться тех, кому нравится “золотая осень”.
(Предполагаемый ответ: “Мне нравится осень, особенно ее золотая пора, когда лес, играя красками, напоминает расписной терем. Со мной согласен и поэт И. Бунин. Я прочитаю стихотворение “Листопад” (читает стихотворение “ Лес, точно терем расписной…”).)
Кто желает еще прочитать стихотворение о золотой осени? (Дети читают.)
Кому нравится поздняя осень? Поздняя осень – это грустное время. А как приятно этими долгими осенними вечерами сидеть в теплом доме с друзьями и пить чай из самовара и читать любимые книги.
Кто желает прочитать стихотворение о поздней осени? (Дети читают.)
Б) Вывод: Осень бывает разная. В подтверждение этой мысли я хочу прочитать слова К.Паустовского из его повести “Золотая роза”: “Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает “сентябрить”. “Увядает земля, но еще впереди “бабье лето с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слезы, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паутинкой и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек – красавиц, в шитых золотым листом полушалках. “Унылая пора – очей очарованье”.
Потом ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер сиверко, бороздящий свинцовые воды, сныть, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не хватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземкой, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях седым снеговым небом”.
– Выполнили мы учебную задачу?
– Оценим свою совместную работу. Можем ли мы сказать, что мы мыслили, сочиняли, творили, рисовали, слушали? (Выставление оценок, обоснование.)
– Сможем теперь написать творческую работу?
5. Домашнее задание:
1. На страничку “Осень” (лежит у каждого на столе) выпиши понравившиеся слова, выражения, с помощью которых писатели и поэты рисуют осень, осеннюю природу.
2. Выскажите свое отношение к осени в сочинении “Разная осень”, “Моя осень”, свои впечатления доверьте листу бумаги (создание мотивации ожидания следующего урока).