Занятие 1.
“Морское путешествие” в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
Цель: Развитие навыков ориентировки, цвето- и формовосприятие.
Задачи:
- Продолжать учить детей различать цвета по насыщенности. Развивать умение находить предметы одного цвета, но разной насыщенности в окружающей обстановке, соотносить цвет с реальными предметами.
- Активизировать зрительную поисковую деятельность.
- Совершенствовать навыки ориентировки в микро и макро пространстве.
- Развивать мелкую моторику рук, систему взаимодействия “глаз – рука”.
Материал к занятию:
Кабинет оформлен в виде корабля и острова. Д/и “Танграмм”, реальное и силуэтное изображение различных предметов, звуковые записи шумов моря и релаксационной музыки, карта с изображением местонахождения клада, изображения китов, бинокли 3-х величин по количеству детей, лабиринты “Курс корабля” по количеству детей, полоски синего цвета но разной насыщенности (по 7–8 оттенков на каждого ребенка), изображения острова – парные картинки, картина с изображением зашифрованных в джунглях задач, сундучок с шоколадом в виде монет, карандаши простые.
Ход занятия
– Ребята, вам нравится путешествовать? А находили вы когда-нибудь клад, зарытый в землю пиратами? Тогда давайте отправимся на поиски клада. У меня есть настоящая пиратская карта, место с зарытым кладом отмечено особым знаком – синим треугольником внутри красного круга. Найдите отмеченное место.
Задание № 1.
– Где изображен условный знак? (…на острове) Как вы догадались, что это остров? (…он со всех сторон окружен водой) Если остров окружен со всех сторон водой, то нам потребуется какой вид транспорта? (…водный). Какой водный транспорт мы с вами знаем? (… перечисление) Мы с вами поплывем на корабле, а морские путешествия очень опасные и к ним надо хорошо подготовиться. Первая команда построит корабль для путешествия по схеме, а вторая команда подберет необходимые для путешествия предметы.
(Детям одной подгруппы предлагается игра “Танграмм” для постройки корабля.)
Задание № 2.
– Все готово к путешествию, осталось только выбрать капитана и штурмана. (…Саша – капитан, Настя – штурман.) Можно отправляться в путь? (…нет) Почему? (…надо проложить курс корабля.) Правильно, для удачного путешествия необходимо проложить курс корабля. Саша, как капитан, проложит курс на карте до острова, отметив его карандашом, а Настя, как штурман, отметит курс от острова до дома, ведь нам надо вернуться обратно и не заблудится в морских просторах.
Задание № 3:
Гимнастика для глаз: расслабление и с биноклями:
– Отправляемся в путь (дети садятся на “корабль”, играет музыка). Мы плывем с вами по Индийскому океану, тихо плещет за бортом вода, светит солнце. Закроем глаза и подставим лицо солнечным лучам, нам тепло и уютно. Волны плавно раскачивают наш корабль.
– Откройте глаза и посмотрите, какие огромные животные приближаются к нам, кто это? (…киты.) Возьмите в руки малые бинокли, посмотрите на китов, теперь возьмите большие бинокли и посмотрите в них. Через какие бинокли лучше видно и почему? (…через большие, они меньше закрывают обзор.)
Задание № 4: Выкладывание по насыщенности.
– Что отличает китов от других морских животных? (…они большие, питаются мелкими рачками и рыбешками, имеют одного детеныша, выпускают фонтаны воды.) А вы знаете почему спина у большинства рыб темнее, чем их брюхо. (…так они маскируются и защищаются от врагов) (…если смотреть сверху, то вода на глубине кажется темнее, а если снизу вверх, то светлее). Правильно, мы знаем, что ближе к поверхности вода светлее, а чем глубже мы будем опускаться, тем темнее будет вода, так как солнечный свет не проходит через большой слой воды. Давайте расположим полоски бумаги также, как располагаются слои воды в море.
Задание № 5: Найдите признаки сходства и различия.
– Продолжаем свой путь. Впереди два острова, сравните их с изображенным на карте и выберите остров с сокровищами.
Задание № 6: Решение задач в зашумленном изображении.
– Вот мы с вами и на острове, осталось только найти спрятанные сокровища, найти их мы сможем лишь найдя в этих джунглях тайные задачи и правильно решив их.
– Посмотрите, а вот и спрятанный клад. Давайте вернемся на корабль и там откроем сундук. (Рассматриваем сокровища, решаем отнести их по прибытию в группу.)
– Отправляемся в обратный путь. (Звучит музыка.) Мы совершили трудное путешествие, давайте закроем глаза ладошками и немного отдохнем.
Анализ занятия.
Что понравилось вам в нашем путешествии и почему? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Занятие 2.
“Морское путешествие” в старшей дошкольной группе для детей с нарушением зрения.
Цель: Развитие навыков ориентировки, цвето- и формовосприятие.
Задачи:
- Продолжать учить детей различать цвета по насыщенности. Развивать умение находить предметы одного цвета, но разной насыщенности в окружающей обстановке, соотносить цвет с реальными предметами.
- Активизировать зрительную поисковую деятельность.
- Совершенствовать навыки ориентировки в микро и макро пространстве.
- Развивать мелкую моторику рук, систему взаимодействия “глаз – рука”.
Материал: Изображение рыбок разной насыщенности основных цветов спектра, лабиринт, танграмм, цветные карандаши, контурное изображение рыб, бинокли 3-х величин, цветные карандаши, гуашевые краски и оборудование для рисования.
Ход занятия
1. “Парусник для путешествия”.
– Мы с вами любим путешествовать, а сегодня я предлагаю вам отправиться в
морское путешествие.
– На чем можно путешествовать по морю?
– Мы с вами отправимся путешествовать по морю на паруснике, для этого нужно
составить парусник из геометрических фигур.
(Детям предлагается игра “Танграмм” и схематическое изображение парусника.)
2. “Рыбки в море”
– Посмотрите, сколько рыбок плывет за нашим парусником, назовите каких они
цветов.
– Чем отличаются друг от друга рыбки одного цвета.
– Когда мы смотрим на рыбок сверху, они нам кажутся темнее или светлее, чем на
самом деле?
– Сосчитать всех рыбок, которые плывут за нашим кораблем.
(Работа детей с зашумленным изображением “Рыбки в море”.)
3. Д/и “Найди пару”.
– А сейчас мы наденем акваланги и поплывем вместе с рыбками.
– Посмотрите, у каждой рыбки под водой есть свой домик, давайте поможем рыбкам
найти свои домики.
(Дети раскладывают рыбок в домики по цвету и оттенку.)
4. Зрительная гимнастика.
– Вот мы снова вернулись на палубу нашего корабля. Что мы видим в открытом море?
(Детям предлагается посмотреть в бинокли (в тонкие, в средние, затем в толстые.)
– В бинокль, какой величины лучше видно?
– Что видно на горизонте?
5. “Лабиринт”.
– Всем внимание, впереди рифы и скалы. Надо выбрать и проложить курс корабля между скалами и рифами чтобы не было кораблекрушения.
(Детям предлагается провести линию по лабиринту между ориентирами.)
6. “Раскрась рыбкам хвостики”.
– Когда мы спускались на морское дно, вы обратили внимание, как изменился цвет воды вокруг нас? Ближе к поверхности вода светлее, а чем ниже, тем цвет воды становится темнее. Детям предлагается раскрасить хвостики рыбкам в соответствии с цветом слоя воды в которой они обитают.
Анализ занятия.