Методическая разработка классного часа "Моя малая родина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В настоящее время Россия переживает нелегкие времена: развал экономики и попытки ее восстановления, смена политической системы. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи. Уровень детской преступности возрастает.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма является важным условием возрождения России. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.

Классный час является одной из форм работы с учащимися для реализации поставленных целей и включает пропедевтику проектной деятельности.

Подготовка к классному часу “Моя малая Родина” состояла из нескольких этапов:

  1. В октябре 2010 г. был проведен классный час, на котором были определены цели и задачи дальнейшей работы по их реализации.
  2. Учащиеся были разделены на группы для исследовательской деятельности по различным темам.
  3. Сформулированы темы исследовательской деятельности учащихся.
  4. В декабре 2010 г. руководитель каждой из групп отчитывается о проделанной работе.
  5. Учитель совместно с учениками готовит презентацию по темам.
  6. Проведение классного часа “Моя малая Родина” намечено на февраль 2011г.

Основные принципы работы:

  1. Принцип вариативности.
  2. Принцип сотворчества.
  3. Принцип созидательной творческой деятельности.
  4. Принцип гуманизма.

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.

Ход занятия

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми (Приложение 1).

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “С чего начинается Родина?”

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.

Ученик читает стихотворение:

Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре –
Наш город знатными людьми богат.

Их имена в названиях дворцов –
Депальдо, Алфераки и Варваци,
В названьях улиц, что в плену акаций
И в песнях бардов, и в стихах чтецов. (И. Ткачев)

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей округи, улиц, на которых они живут.

Выступление учащихся и показ слайдов (Приложение 2).

Физминутка:

Учитель предлагает учащимся вспомнить виды активного отдыха в парках и скверах. И вместе с ребятами пантомимой показывает названные варианты (катание на велосипеде, игра в мяч, бадминтон).

III. Парки и скверы Таганрога.

Ученик читает стихотворение:

Старый парк – это остров свиданий,
Остров первой любви и мечтаний.
Он возник по указу Петра.
Как стремится сюда детвора!

Здесь когда-то Чайковский бывал
И мелодиям птичьим внимал.
Побывал здесь и Горький не раз.
Милый парк, как ты дорог для нас!

Слова К.Исхаковой

Выступление 2-ой группы учащихся и показ слайдов о парках и скверах нашего города.

IV. Достопримечательности.

1. О музеях г. Таганрога

Выступление учащихся обеих подгрупп сопровождается показом слайдов.

V. Знаменитые люди Таганрога.

Учитель: Таганрог – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, море, богатое рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.

VI. Заключение.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего города. С заданием вы справились достойно.

А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном Таганроге.

VII. Викторина для учащихся. (Составляется группами учащихся по исследованным вопросам).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Используемые источники:

  1. Таганрог //под ред. Е.П.Коноплёвой. М.: Планета, 1987.
  2. Ренжигло А.Г. Мой Таганрог: Учебное пособие по истории города для младших школьников. – Таганрог: “Лукоморье”, 2008.

http://lovestih.ru/?p=27018

http://pro-taganrog.ru/clubs/30

http://www.taganrog.su/

http://www.kinoboom.com/o-persone/zinovij-vysokovskij