Цели урока: расширять исторические знания детей; воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к отечеству.
Оборудование: стенды с репродукциями на тему Великой Отечественной войны, фото памятников и монументов, орденов и медалей ВОВ, портреты пионеров-героев, магнитофон, компьютер, аудиозапись с голосом Ю.Левитана, аудиозапись песни “Вставай страна огромная”
Ход занятия
I. Вступительное слово.
Добрый день ребята. Я сегодня хочу поговорить с вами о Великой Отечественной войне, о людях совершавших подвиги во имя мира на нашей земле. Мы с вами много беседуем на эту тему. Кто скажет, сколько лет исполняется в этом году со дня победы в ВОВ?
(Ответы детей)
II. Основная часть.
1. – 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
(Звучат слова Ю.Левитана о нападении фашисткой Германии)
Родина!
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: Вставайте
На помощь Родина!
Звучит песня: “Вставай страна огромная”
Ученик 1. (на фоне музыки)
Ах, война, что ж ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(Музыка звучит громче, потом стихает)
Ученик 2.
Мы по дорогам пыльным с боем шли,
От болей земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливали.
Когда от болей, казалось, мир оглох,
И друг мой пал из нашей роты первым
Я зная: нужны не слезы и не вздох,
А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.
Ученик 3.
Они накинулись неистовы
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
2. Формирование новых знаний.
Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года
– Как вы понимаете слово “подвиг”?
– Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести достоинства и свободы. В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней – столько дней мужественно сражались защитники Брестской крепости не покорились врагу; 250 дней героических обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы, стойкости человеческого духа; 103 дня великой битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге.
Ребята, давайте все вместе повторим упомянутые города герои.
(Брест, Севастополь, Ленинград, Москва, Сталинград, Курск)
– Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.( 27.000.000 наглядно показать)
Вспомним их поименно…
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым
Это нужно – живым.
3. “Живая газета”.
(Детям раздаются листочки с именем герое, и с кратким сообщением о их подвигах).
– Иван Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне.
– Виктор Талалихин совершил воздушный таран в ночном небе Москвы.
(Словарная работа “таран”)
– Николай Гателло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин.
– Людмила Павличенко – снайпер. Она уничтожила более 100 захватчиков.
– Александр Горобец один вступил в бой с двенадцатью фашистскими самолетами, девять из них подбил.
– Алексей Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли.
– Муса Джалиль – замечательный поэт, погиб в концлагере от рук фашистских палачей.
– Александр Звягин – летчик. Он совершил 153 успешных вылета.
– Николай Архангельский – тоже летчик. Он совершил более 220 вылетов. 14 января 1945 года он погиб при выполнении боевого задания.
– Ребята, запомните их имена. (Повтор всех фамилий вслух)
Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 пионеров получили медали “За оборону Москвы”,15.249 юных Ленинградцев награждены медалями “За оборону Ленинграда”.
4. Показ орденов и медалей. (Приложение 1)
– Ребята, а вы знаете юных героев?
(Ответы детей)
Показ фотографий (Приложение 2)
(Краткая биография Зины Портной, Марата Козея, Вали Котик, о комсомольцах Зои Космодемьянской, Олеге Кошевого).
А теперь ребята, я хочу проверить, как вы знаете пословицы и поговорки..
Игра “Закончи пословицу”.
Наша армия – не одна, с нею вся (страна)
Идти сражаться – выручить в бою (друга)
Большая заслуга – выручить в бою (друга)
Родину предать – негодяем (стать)
В разведку ходи – да лучше (гляди)
Сам погибай, а товарища (выручай)
Чем крепче дружба – тем легче (служба)
Не ной, лучше песню (пой)
Тяжело в учении – легко в (бою)
– Молодцы ребята. А теперь ребята слушаем дальше.
5. Задание для детей “Санитарка”.
– В каждом бою бывает много раненых и их перевязывают и выносят с поля боя санитарки. Ко мне выходят 2 мальчика, 2 девочки. Девочки будут санитарками, а мальчики ранеными. Санитаркам нужно перевязать раненых. У одного рука ранена, а у другого голова. А мы посмотрим ,смогут ли наши девочки быть санитарками.
– Молодцы. Девочки справились с заданием. Садитесь. Все успокоились.
– Ребята, я не зря попросила девочек перевязать “раненых”. В годы войны за ранеными бойцами так же ухаживали и дети, они сутками дежурили в госпиталях, ухаживая за раненными бойцами. Дети собирали металлолом, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками и подарками.
Земля Российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
– Ребята, кого вы запомнили из пионеров героев (ответы детей)
– Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывали каждый клочок родной земли.
– Я хочу вам прочитать стихотворение, которое запомнилось мне со школьных лет. Оно посвящается матери партизана и название стихотворения “Партизанская мать”
Под вечер в гестапо ее привели,
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
И как каменная молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула, партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала: были остры как нож
Глухие ее слова,
Сила твоя меня убьет,
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила
Множила племя свое
Сила твоя, бесконечно мала,
Чтобы убить ее.
– Видите ребята, как мужественно держались наши бабушки, прабабушки участники ВОВ.
Люди, победившие войну, все меньше остается в живых тех, кто сражались за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
(Запись голоса Ю. Левитана)
(На фоне музыки)
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Без малого 4 года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
(Минута молчания).
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир, когда-то.
III. Итог.
– Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии, что нового узнали (ответы детей)
– Помните ребята, об этих страшных днях войны и чтите память погибших и живых.
Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминание о войне.