Цель. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции.
Образовательные задачи: закрепление знаний о диких животных наших лесов, развитие и уточнение активного словаря по теме;
Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса; коррекция общей, мелкой, моторики и координации движений; развитие силы голоса; коррекция речевого дыхания; тренировка мимики лица. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двухсложных слов.
Развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.
Воспитательные задачи: вовлечение родителей в учебный процесс для достижения единства требований к ребенку; создание эмоционального контакта между родителями и детьми.
Материал и оборудование:
- презентация “Прогулка в лес”;
- зеркала, шпатель, салфетка, спирт, вата, стакан с водой;
- массажные мячики;
- иллюстрации диких зверей;
- цветик-семицветик;
- картинки с “зашумленными” изображениями зверей;
- рисунок белочки.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Дети, я предлагаю вам и вашим родителям отправиться сегодня на прогулку в лес, чтобы познакомиться с лесными жителями. (Слайд 1)
В лес с ребятами шагаем, Ноги выше поднимаем. Потопали ножки по прямой дорожке. |
Дети и родители идут маршевым
шагом. Шагают на всей стопе. |
И поскачут ножки Прямо по дорожке. Скакали, скакали И встали. Стоп! |
Делают поскоки. |
По узенькой дорожке Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали И нисколько не устали. |
Идут на носках. Бегут на носочках. |
И опять шагаем, Ножки поднимаем. |
Маршевый шаг. |
II. Основная часть.
1. Упражнение на развитие речевого дыхания. (Слайд 2)
Логопед: Как хорошо дышится в лесу. Замечательный воздух! Давайте вдохнем его и скажем:
- Ах! Какой чудесный воздух!
- Ох! Как тут хорошо!
2. Упражнения для тренировки мимики лица. (Слайд 3)
Логопед: Кто-то идет, слышите, ветки трещат? Это медведь! Как страшно.
(Дети и родители изображают испуг)
(Слайд 4)
А вот и заяц! Он трусишка, тоже обрадовался, что медведь ушел!
(Дети и родители изображают на лице радость)
(Слайд 5)
А как ловко скачет по деревьям белка!?
(Дети и родители изображают удивление)
3. Массаж ладоней. (Слайд 6)
Логопед: А это кто выглядывает из-за кустика? Серый еж! Он предлагает поиграть со своими мячиками.
Детям и родителям раздают массажные мячики:
- Какие они? Правильно, колючие.
Вот колючий мячик-ежик Он без ручек и без ножек. Мячик круглый и упругий, Он катается по кругу. |
Катают мяч между ладоней по
часовой стрелке. Против часовой стрелки. |
4. Гимнастика для глаз.
Логопед: Сядем отдохнуть под дерево и посмотрим, кто живет в этом гнезде. А вот и сова!
(Слайд 7)
Смотрит влево, вправо, Влево, вправо! Ничего не увидала, Крыльями замахала! |
Дети и родители выполняют. |
(Слайд 8)
Смотрит вверх, вниз, Вверх, вниз! Нахмурилась, ухнула: Ух-ух-ух! И улетела в гнездо! |
Повторяют движения и звуки. |
5. Артикуляционные упражнения. (Слайд 9)
Логопед: Посмотрите, какой необычный цветок растет на поляне! Это цветик-семицветик. Он волшебный, потому что исполняет желания. А кто же живет внутри этого цветка? Веселый Язычок! (Слайд 10)
(Дети с родителями рассматривают изготовленный макет цветика-семицветика)
Логопед: На лепестках написаны задания, которые вы должны выполнить.
- Наступило утро, ротик зевнул и открылся. Дети и родители выполняют упражнение “Открой, закрой рот”, контролируя себя в зеркало.
- Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. (Упражнение “Покусай кончик языка”)
- Язычок снова попытался протиснуться между зубами, но они продолжали его покусывать. (Упражнение “Покусывание всей поверхности языка”)
- Теперь и губы стали шлепать по язычку. (Упражнение “Накажем непослушный язычок”)
- “Пустите меня, пожалуйста, на солнышке погреться”,- попросил Язычок и лег на нижнюю губу. (Упражнение “Лопаточка”)
- Жарко стало, решил Язычок попить воды. А вы, ребята, не устали? Давайте попьем водичку небольшими, мелкими глотками.
6. Игра “Эхо” (Слайд 11)
Логопед: Вы слышите? Наверное, кто-то заблудился в лесу? Давайте ответим, но только громко: АУ!
Кто еще может кричать в лесу? Правильно! Поиграем с кукушкой, она зовет громко, а мы ответим ей тихо: ку-ку. (Аналогично: ква-ква, бу-бу, пи-пи)
7. Работа над слоговой структурой слов. (Слайд 12, 13, 14, 15)
Логопед предлагает детям и взрослым узнать животных, которые спрятались от нас. И позвать их. Но звать их нужно необычно, прохлопать каждую частичку слова: ли-са, за-яц, бел-ка, со-ва.
III. Заключительная часть. (Слайд 16)
Вот и выполнили мы все задания, которые нам предложил Веселый Язычок. Значит можно загадывать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте сделаем так: пускай дети шепнут родителям на ушко свое желание, а родители поделятся своей мечтой с ребенком. Прогулка была замечательной, но пора возвращаться домой. А на память о нашей прогулке я подарю вам картинки, вы дома вместе с родителями дорисуете белочке орешки и шишки на елочке.