Цели:
- Развивать умения проверять слова с буквой «е» в корне,
- Вырабатывать практические навыки грамотного письма, развивать память и внимание, обогащать речь учащихся.
- Воспитывать желание аккуратно оформлять свои работы.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Приложение 1, слайд 1
Учитель:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Посмотрите-ка, ребятки,
Все ли у вас в порядке
Ручки, карандаши, дневник,
Учебник и тетрадки?
Психологический настрой.
Учитель: Покажите какое у вас настроение? (Дети показывают рукой.)
– Посмотрим, какое оно будет в конце урока?
2. Словарно-орфографическая работа
(Слайд 2)
Запись слов под диктовку: Медведь, тетрадь, четверг, ребята, деревня, береза.
Учитель: Что общего у этих слов? В какую группу можно объединить эти слова? (Имена существительные, словарные слова, с буквой е, безударным звуком [э].)
– Сделайте вывод, о чем будем говорить на уроке? (О словах с буквой е)
– Какие цель и задачи будем решать на уроке? (Будем учиться писать слова с безударными гласными, слова с буквой е в корне, учиться их проверять.)
3. Повторение
А) Игра «Четвертый Лишний» (слайд 3)
В.сна, гр.бной,оз.ро, пол.тел.
Л.док, ч.сло, стр.жи, кр.чит.
Гн.здо, л.сной, з.ма, з.ленел
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово, докажите. (В первой строчке – грибной, во второй – ледок, в третьей – зима.)
– Что нужно сделать,чтобы правильно написать слово с безударной гласной? (Дети вспоминают стихотворение-правило: «Гласный ставь под ударенье и исчезнут все сомненья».)
Б) Запись предложения под диктовку у доски и в тетрадях.
Зимой на севере бывают сильные морозы.
– Подчеркните главные члены, подпишите части речи. Найдите орфограммы – безударные гласные.
5. Физкультминутка (слайд 4)
4. Работа над новой темой урока
А. Проблема. Ознакомление с проверкой безударной гласной е
Работа в парах (слайд 5–7)
Учитель: Отгадайте загадки – запишите отгадки.
Учитель читает загадки.
Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела – пчёлы)Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо – гнёзда)Ты не клюй меня дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду
В ней тогда таких как я
Будет целая семья. (Зерно – зёрна)Эту сказку ты прочтёшь
Тихо-тихо, тихо
Жили-были серый ёж
И его… (Ежиха – ёж)
– Обсудите друг с другом, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма в этих словах? Подберите проверочное слово? Сделайте вывод о том, какую букву надо писать, если в проверочном слове в корне буква ё.
(Одна орфограмма – е, проверяем ё. Если в проверочном слове в корне буква ё, в проверяемом слове в корне нужно писать гласную е.)
– А как можно проверить другие безударные гласные. (Нужно подобрать проверочные слова.)
Б. Упражнения в подборе проверочных слов. (слайд 8)
Упр. 265, стр. 99
5. Физкультминутка для глаз (слайд 9)
(Используется физкультминутка для глаз «Космос» (см. авторские электронные
физкультминутки Галкиной Инны Анатольевны:
http://softfree.co.ua/interesting/5399-jelektronnye-fizminutki-dlja-glaz-3-chasti.html
Учитель: А почему я выбрала именно эту физкультминутку? (В ней встречаются названия предметов, в словах которых есть буква е)
– Назовите предметы. (Звезда, ракеты, планеты, метеориты, Земля.)
– На каком уроке мы говорили с вами о звездах и космических телах. (На уроке окружающего мира.)
– Что такое звезда. Какие созвездия вы знаете? (Дети называют созвездия и дают определения.)
6. Работа по теме урока
Самостоятельная работа (слайд 10–11)
На, бл.стит, утренняя, р.са, тр.ве;
В.терок, под, легкий, шумит, д.ревьями.
Вставьте пропущенные буквы и составьте предложения. Взаимопроверка. Работа в парах.
7. Итог урока
– Чему учились на уроке?
8. Рефлексия (слайд 12)
Учитель: Выберете себе высказывание и доскажите его до конца.
Я понял….
Я затрудняюсь….
Я могу………
Психологический настрой.
Учитель: Как вы чувствуете себя сейчас на уроке? Покажите свое настроение.
9. Домашнее задание (слайд 13)
Упр.266.