Цели:
-
закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [В], [В’];
-
знаний о букве В; составление предложения по картинке; закрепление умения выполнять звуковой анализ исинтез слова; закрепление навыков чтения; обогащение словаря прилагательными и существительными;
-
развитие зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления; общей моторики;
-
развитие самоконтроля; воспитывать желание помочь другу.
Оборудование: цветные фишки – зелёные и синие; схема предложения с предлогом В; слоги для чтения: ва, во, ви, ве; слова на карточках: ...олк, ...орон, ...ышка, ...илка, ...етер, ...есна; резиновый мяч; предметная картинка вишня; сюжетная картинка «сад»; геометрические фигуры: прямоугольник, два треугольника (разные по величине).
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Про кого (что) так говорят?».
Логопед произносит слова-признаки, дети добавляют по смыслу подходящие слова-предметы.
воздушный (шар); ветреный (день); выдуманный (герой); верный (пёс); вражеский (самолёт); весёлый (клоун).
II. Знакомство с темой
Логопед: Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук встречается чаще других?
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Дети выделяют звук [В], [В’] из слов. Дают характеристику звуков, выставляют символы на доску.
– К нам на занятие пришел грустный клоун Вовочка. У него случилась неприятность: у любимого цветика-семицветика опали все лепестки. Они вернутся назад, если мы с вами выполним правильно все задания. Поможем?
После каждого выполненного задания к сердцевине цветка прикрепляется лепесток.
III. Упражнения на закрепление темы.
Каждое задание написано на лепестке.
Задание 1
Игра «Запомни – повтори».
Логопед бросает мяч ребенку и называет слоговой ряд, который он должен повторить, как запомнил:
Ва-во-вувы-ву-ва
Вя-ве-вюви-вя-ве
Во-вева-во ва-вя
Ов-ував-овюв-яв
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Задание 2
Игра «Поймай звук».
У детей на столах фишки синяя и зелёная. Логопед произносит слоги и слова, а дети поднимают синюю фишку-если звук в слоге или слове В твёрдый и зелёную, если звук В` мягкий.
ва, вя, ов, ув, ове, ви, ив, овю, вы;
вилка, варежка, волк, вьюга, варенье, ведро, витрина, весло, вагоны, вечер, вата.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Задание 3
Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме их обозначаем буквами. Звуки [В], [В’] обозначаются буквой В на письме. Помогите Вовочке составить букву из геометрических фигур.
Анализ буквы В. Дети составляют букву Виз геометрических фигур: прямоугольник, два треугольника разных по величине.
Вот прямоугольник
И два уголочка.
Получилась буква В на листочке.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Задание 4
Игра «Доскажи словечко».
Дети читают слоги и добавляют до целого слова:
Ва… (вата, василёк, вареник);
Во… (воск, войско, восемь);
Ви… (виноград, витамин, винегрет);
Ве… (верблюд, велосипед, великан).
Запись слогов в тетрадях. Обозначение твёрдости – мягкости звуков в слоге цветными фишками.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Задание 5
Логопед: Друзья Вовочки, клоуны Вася и Веня не могут поделить карточки. Давайте поможем им:
Васе будем дарить карточки со словами со звуком [В], а Вене со звуком [В’]. Вместо точки в слове поставьте пропущенную букву В и прочитайте слово. Определите, какой звук в слове: твёрдый или мягкий.
Игра «Подари карточки Васе и Вене».
Ребенок берет карточку, читает слово; определяет наличие звука в слове [В] или [В’] и дарит карточку соответствующему клоуну.
– У меня виноград, в этом слове есть мягкий звук [В’], я подарю карточку Вене.
Слова: ...олк, ...орон, ...ышка, ...илка, ...етер, ...есна.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Физкультминутка
А теперь все дружно встали
(выполняют соответствующие действия),
Руки медленно подняли,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Вправо, влево поворот,
Наклон назад, наклон вперед.
Задание 6
Логопед: Вовочка очень любит загадывать загадки и вам приготовил их. Отгадайте загадки и по первым звукам отгаданных слов составьте слово. Составите слово правильно – на экране телевизора появится картинка.
Игра «Телевизор».
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.
(Иголка)Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
(Яблоко)
Запись слова в тетрадях. Выполнение звукобуквенного анализа слова «вишня».
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
Задание 7
Логопед: Вовочка очень любит вишню, но не знает, где она растёт. Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме:
Дети придумывают предложение используя предлог В:
– анализ предложения; записывают
предложение в тетрадь.
– распространение предложения словами –
признаками.
Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.
IV. Итог урока
Логопед: Вот мы и собрали все лепестки. Клоун Вовочка очень рад. С какими звуками и буквой мы сегодня знакомились?
Оценивается работа каждого ребенка.
– Мы помогли составить Вовочке его цветок, за это он вас угощает конфетками.