План урока.
Продолжительность урока: 6 часов.
Цели урока:
- Образовательные: Дать начальное представление о работе специализированного магазина “Ткани”. Обобщить и систематизировать теоретические знания по теме “Ассортимент текстильных материалов”. Сформировать умения и навыки по работе с тканями.
- Развивающие: Развивать у обучающихся профессиональные интересы к особенностям работы специализированных магазинов.
- Воспитательные: Продолжить формирование творческого начала; воспитывать умение работать в группе.
Методическая цель: Показать методику проведения нетрадиционного урока – виртуальная экскурсия.
Тип урока: Бинарный, урок формирования новых приемов и способов профессиональной деятельности.
Вид урока: Виртуальная экскурсия в специализированное торговое предприятие.
Методы:
обучения: диалогический, показательный;
преподавания: объяснительно-стимулирующий, инструктивный;
учения: репродуктивный, практический.
Уровень усвоения: второй Форма организации урока: бригадная
Материально-техническое оснащение урока:
оборудование: экран, компьютер, манекены;
инструменты и приспособления: сантиметровая лента, горелка, пинцет,
английские булавки;
материалы: натуральные образцы тканей;
дидактический материал: презентация “Магазин “Ткани”, инструкционные карты,
интерактивные задания, оценочные листы.
Межпредметные связи:
материаловедение “Текстильные материалы”,
товароведение непродовольственных товаров “Текстильные и
швейно-трикотажные товары”,
технология розничной торговли “Классификация торговых предприятий”,
оборудование торговых предприятий “Мебель торгового зала. Торговый
инвентарь”,
торговые вычисления “Товарные вычисления”.
Внутрипредметные связи: “Приемка непродовольственных товаров”, “Подготовка к продаже”, “Продажа”.
Основные виды учебно-производственных работ: Организация рабочего места, распознавание ассортимента, распознавание потребительских свойств ткани, перемер ткани, перевес ткани в рулоне и расчет метража.
Дополнительные виды учебно-производственных работ: оформление манекена.
Форма организации работы: групповая (звеньевая).
Обучающийся должен знать: ассортимент, потребительские свойства, требования к качеству тканей.
Обучающийся должен уметь: распознавать ассортимент и потребительские свойства тканей; работать с весами и на микрокалькуляторе, с деревянным метром; драпировать ткань на манекене.
Ход урока:
I. Организационная часть:
- Проверка явки обучающихся.
- Деление обучающихся на бригады, выбор бригадира.
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний:
- Сообщение темы и целей урока.
- Мотивация обучающихся к усвоению нового материала.
- Выполнение задания на интерактивной доске по пройденному материалу
- Выполнение задания по карточке №1.
III. Формирование опорных понятий и способов действий:
- Ознакомление с работой специализированного магазина “Ткани” (виртуальная экскурсия в магазины по продаже тканей, показ презентации).
- Ознакомление обучающихся с этапами предстоящей работы с тканью и средствами ее выполнения:
- Формирование умений и навыков по работе с тканью. Показ мастером
приемов выполнения работ и повторение приемов трудовых операций одной из
обучающихся/
а) Организация рабочего места.
б) Распознавание ассортимента.
в) Распознавание потребительских свойств ткани.
г) Перевес ткани в рулоне и расчет метража.
д) Перемер ткани.
Предупреждение типичных ошибок при выполнении работ.
Закрепление пройденного материала по карточке № 2.
IV. Применение умений и навыков.
Мастер производственного обучения и преподаватель выдают каждой бригаде индивидуальные задания вместе с инструкционными картами.
Обучающиеся приступают к выполнению работ. Мастер и преподаватель проводят целевые обходы рабочих мест:
- Проверка правильности организации рабочего места.
- Проверка соблюдения обучающимися правил техники безопасности.
- Проверка соблюдения технологического процесса.
- Проверка ведения самоконтроля.
- Оказание помощи, повторное инструктирование.
- Проверка качества выполнения работы.
- Заполнение оценочного листа.
V. Заключительный инструктаж:
- Сообщение бригадиров оценок за работу каждого члена бригады.
- Сообщение мастера п/о оценок качества работы каждого обучающегося.
- Подведение итогов работы за день.
VI. Домашнее задание: составить опорный конспект по ассортименту текстильных материалов.
Изготовить демонстрационный альбом по ассортименту современных материалов с иллюстрациями текстильных товаров из них.
VII. Уборка рабочих мест.
Мастер п/о: Преподаватель:
Карта урока.
Этап урока | Действия преподавателя | Действия мастера | Действия обучающихся |
Организационная часть | Проверяет явку обучающихся. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Доклад дежурного. Комплектуются две бригады и назначается бригадир. |
Актуализация опорных знаний, умений, навыков и
мотивационных состояний.
|
Обобщает и систематизирует теоретические знания по теме “Ассортимент текстильных материалов”. Демонстрирует на интерактивной доске слайды с заданиями и объясняет порядок выполнения. Раздает карточки и образцы тканей по бригадам и объясняет порядок выполнения работы. Подводит итоги по выполненным заданиям и заносит результаты в оценочный лист. |
Объявляет тему и цели урока. Мотивирует обучающихся к усвоению нового материала. Знакомит с оценочным листом (показ слайда).
Оценивает выполнение задания по карточке. |
Слушают
Выходят по очереди представители бригад и выполняют задания на интерактивной доске по пройденному материалу. Выполняют задания по карточке №1 и образцам, дают объяснения. |
Знакомит обучающихся с ассортиментом тканей текстильных материалов. |
Знакомит с работой специализированного магазина “Ткани”, проводит виртуальную экскурсию в магазины по продаже тканей (показ презентации). | Слушают и задают вопросы, просматривают слайды и отвечают на вопросы мастера. | |
Формирование опорных понятий и способов действий
|
б) Распознавание ассортимента тканей по волокнистому составу (по внешнему виду, на ощупь, по смятию, по обрыву нити, по продукту горения); Объясняет последовательность и показывает приемы определения волокнистого состава ткани. в) Распознавание потребительских свойств ткани (гигроскопичности, устойчивость красителя). Показывает приемы определения гигроскопичности ткани, устойчивости красителя.
|
Знакомит обучающихся с этапами предстоящей работы с
тканью и средствами ее
выполнения. а) Организация рабочего места (показ рабочего места, инструментов и материалов, необходимых для выполнения работ, а также их размещение на рабочем месте).
г) Перевес ткани в куске и расчет метража. Объясняет правила работы на весах и показывает прием взвешивания куска ткани. Объясняет порядок расчета метража используя формулу. Предупреждает о типичных ошибках допускаемых при взвешивании и расчете. |
Слушают и задают вопросы.
Слушают и следят за действиями мастера.
Одна из обучающихся повторяет действия мастера по этапам.
|
Повторно показывает слайд с оформленными манекенами. Заносит оценки в оценочный лист. |
д) Перемер ткани. Объясняет правила и показывает приемы работы с измерительным инструментом и тканью. Предупреждает о типичных ошибках допускаемых при перемере. е) Дополнительная практическая творческая работа (оформление манекена). Проверяет усвоение теоретического материала по карточке. Подводит итоги. |
Одна из обучающихся повторяет действия мастера по
этапам.
Выполняют задания по карточке № 2 Слушают, задают вопросы. |
|
Применение умений и навыков
|
Раздает инструкционные карты каждой бригаде.
Помогает мастеру контролировать выполнение работ обучающимися. |
Выдает каждой бригаде задания по работе с тканями,
весами и мерным инструментом. а) Проводит целевые обходы рабочих мест: б) Проверяет правильность организации рабочего места. в) Проверяет правильность соблюдения обучающимися правил техники безопасности. г) Проверяет правильность соблюдения технологического процесса. д) Проверяет правильность ведения самоконтроля. е) Оказывает помощь. ж) Проверяет качество выполнения работ. |
Обучающиеся организуют рабочее место для бригады и
приступают к выполнению работ с тканями. Выполняют работы, соблюдая технологический процесс и безопасность труда, пользуются инструкционными картами. Оформляют манекен. Осуществляют самоконтроль. Бригадир осуществляет контроль ведет учет трудового участия членов бригады. |
Заключительный инструктаж (8–10мин)
Заключительный инструктаж
|
Демонстрирует оценочный лист
|
а) Сообщает оценку качества работы бригад и каждого
обучающегося. б) Отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества работы. в) Разбирает наиболее характерные недочеты в работе обучающихся. |
Бригадиры сообщают оценки работы каждого члена бригады. Слушают, задают вопросы.
|
Домашнее задание
|
Выдает домашнее задание: составить опорный конспект по ассортименту текстильных материалов. | Выдает домашнее задание: изготовить демонстрационный альбом по ассортименту современных материалов с иллюстрациями текстильных товаров из них. | Записывают домашнее задание. |
Уборка рабочих мест | Принимает рабочие места (ткань, весы, инвентарь) | Убирают рабочие места. |
Мастер п/о: Преподаватель:
Карточка-задание № 1.
- Распределить образцы тканей по волокнистому составу на натуральные и химические.
- Распределить образцы тканей по назначению для пошива легкой и верхней одежды.
- Выбрать из образцов, ткани с набивным рисунком.
Карточка-задание № 2.
Произвести расчет метража ткани в рулоне (сатин), если ширина ткани 80см, плотность – 120 г/м2 , общий вес рулона – 5кг 760 г.
Ответ: в рулоне 60 м.
Инструкционная карта.
Работа с тканью
№ | Упражнения | Инструкции к выполнению | |||
1 | Распознавание волокнистого состава ткани |
|
|||
2 | Распознавание потребительских свойств ткани |
|
|||
3 | Определение назначения ткани |
|
|||
4 | Перевес ткани |
|
|||
5 | Расчет метража ткани в куске | Рассчитать метраж используя формулу и калькулятор.
Формула для расчета метража ткани в рулоне: |
|||
6 | Перемер ткани. | Определить фактическую длину ткани в куске путем перемера с использованием метра. | |||
7 | Отчет | Составить отчет и заполнить таблицу.
|
Отчет по работе с тканью.
Бригада №______
№ | Упражнения | Результат |
1 | Распознавание волокнистого состава ткани | По внешнем виду_______________________________ На ощупь______________________________________ По сминаемости________________________________ По обрыву нити________________________________ По характеру горения: горит_________________________________________ цвет пламя ____________________________________ запах _________________________________________ продукт горения________________________________ Вывод: ________________________________________ |
2 | Распознавание потребительских свойств ткани | Лицевая сторона ткани: по рисунку_____________________________________
|
3 | Определение назначения ткани | Используется для изготовления __________________ ______________________________________________ |
4 | Перевес ткани | Вес куска:_______________кг |
5 | Расчет метража ткани в куске | Метраж по расчету: Д = М/п*ш =__________________________________м |
6 | Перемер ткани. | Фактический метраж куска:_________м |
Приложение 2. Опорная таблица для распознавания волокнистого состава ткани.
Алгоритм определения волокнистого состава ткани
- Внимательно рассмотреть ткань с лицевой и изнаночной сторон, обращая внимание на ее цвет, блеск, пушистость, толщину и плотность.
- Провести ручную пробу на смятие. Ткань сильно зажать в кулаке. Через 30 секунд отпустить и разгладить рукой. Проанализировать степень смятости и характер образовавшихся складок.
- Выдернуть из образца основные и уточные нити. Рассмотреть отдельные нити основы и утка, сравнить их внешний вид. Нити раскрутить, каждое из составляющих волокон оценивают по длине, толщине, цвету, блеску, извитости.
- Каждую исследуемую нить оборвать, рассмотреть и оценить характер обрыва.
- Поджечь нить и наблюдать характер горения. Оценить цвет пламени, наличие копоти, запах, горение в пламени и вне пламени, плавление, исследовать остаток после сжигания.
Приложение 3. Оценочный лист.
Приложение 4. Лист самооценки.