Оборудование:
- мультимедийный проектор с экраном и колонками;
- приложение (выполнено в программе PowerPoint).
Оформление: хлеб (приготовленный учащимися по рецептам Катона Старшего), иллюстрации (фрески, мозаика Древнего Рима, Греции, Египта.
Возрастная группа учащихся: 5-9 класс.
Цели:
1. Развитие познавательных и творческих интересов.
2. Изучение истории хлеба.
3. Осмысление прошлого, основанное на изучении мировых процессов.
План мероприятия:
- Вступительное слово учителя.
- Происхождение слова “хлеб”.
- Символика на хлебе.
- Формы хлеба.
- Божества хлеба.
- Профессия пекарь.
- Значение хлеба.
- Заключительная часть (задание).
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Предметом исследования нашего занятия является Хлеб. На земле с ее сотворения сменилось великое множество цивилизаций, но от первых цивилизаций (например, традиций Акртиды, Хванираты) сохранилась культура Хлеба.
Группе учащихся 5 класса заранее дается задание изготовить хлеб по рецептам римского автора Марка Порция ЦензорияКатона Старшего (Приложение 1). С первыми словами учителя, приготовленный учащимися хлеб, вносится в класс и устанавливается на видном месте. До конца урока он будет главным предметом изучения.
2. Происхождение слова “хлеб”
Учитель: Ребята, давайте обратимся к происхождению слова “хлеб”. (Приложение 2. Слайд 2)
У наших предков Хлеб был связан с Солнцем, с плодородием, продолжением рода. К Хлебу относились как к практически живому существу. Он являлся ключевым элементом множества обрядов: свадебного, родильного, похоронного, без него не обходился ни один праздник.
? Какие современные обряды вы знаете, в которых не обходятся без хлеба?
Примеры ответов учащихся: хлебом – солью (соль – также символ Солнца) встречали гостей, с Хлебом встречали новорожденного ребёнка, клали Хлеб в колыбель, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, использовали в гадальных обрядах. Могут быть другие варианты ответов.
Учитель: Действительно, с историей хлеба связано очень много обрядов, традиций. Например, в Польше при рождении девочки закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно сыру, тесто зреет до дня её свадьбы. В Словакии пряник, выпеченный из медового теста, по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают хлебом-солью.
3. Символы на хлебе
Учитель: Народы Древнего мира одинаково высоко ценили и почитали Хлеб. Хлеб был не только пищей, но и нёс в себе много дополнительной информации. (Приложение 2. Слайд 3-5)
? В принятой в Древнем Египте скорописи Солнце, Золото и Хлеб обозначались одинаково – кружочком с точкой посередине. Как вы думаете почему?
4. Формы хлеба
Учитель: Главными продуктами в Древнем Египте считались хлеб и мясо. Египтяне настолько любили хлеб, что у них было шестнадцать видов хлеба. (Приложение 2. Слайд 6, 7)
В Древней Греции и Риме сброженный хлеб считался деликатесом, доступным только богатым. Для рабов выпекался чёрный хлеб. Специально выпекался хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх (особенно белый разрыхленный хлеб).
С III века до н.э. в домашних хозяйствах Рима стали приготовлять хлебные лепешки. Хлеб в Риме пекли разных сортов. Многие мучные изделия привозили с островов (например, родосское печенье). Самым дорогим был белый хлеб; пекли также черный хлеб, называвшийся деревенским, “лагерный” (для войска), “плебейский” (для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам).
Помимо привычной круглой формы стали выпекать хлеб в форме кубиков, лиры или плетёнки, ракушки, свиньи, зайца, цирковых сцен и даже Медузы и бога Приапа.
5. Божества Хлеба
Учитель: В культах древних народов проводили хлебные ритуалы, связанные с почитанием богинь Хлеба. (Приложение 2. Слайд 8, 9)
Более подробно о божествах хлеба различных народов рассказывают учащиеся, подготовившие заранее доклады.
6. Профессия пекарь
Учитель: Хлеб изобрели египтяне. Они первые научились разрыхлять тесто способом брожения (около 5-6 тысяч лет назад).
Первые упоминания о профессиональных пекарях относятся к первой половине III века до н.э. (у Плиния Старшего). (Приложение 2. Слайд 10)
Во всех рецептах древних авторов фигурируют одни и те же ингредиенты: пшеничная мука, овечий сыр, мёд, сало, оливковое масло, иногда молоко. Разнообразие печеных изделий достигалось изменением количества компонентов, их соотношения и формы пирога, пирожного или печенья. (Приложение 2. Слайд 11)
Обыкновенный хлеб выпекали или небольшими продолговатыми булочками, вроде пирожков, или же круглыми ковригами. Перед тем как поставить в печь, их делили пальцем крестообразно на четыре части, чтобы потом хлеб было легче ломать (столовые ножи у древних не были в ходу).
Торговля хлебом в Помпеях происходила в хлебных лавках и вразнос, с лотка. (Приложение 2. Слайд 12)
? Какие выводы можно сделать о торговле хлебом на фреске “Булочник-лоточник” из Помпеи?
Примеры ответов учащихся: человек, получающий хлеб, не платит за него денег; сидящий за прилавком не похож на простого торговца; магистрат, где раздавался хлеб, помещался на некотором возвышении.
В жизни Помпей, как и других городов, хлебники играли видную роль. От них многое зависело: они могли до известной степени и скрасить и сделать почти невыносимым существование бедных людей. (Приложение 2. Слайд 14, 15)
Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.
В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в сто тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций (древнеримская серебряная монета).
7. Значение хлеба
Учитель: Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остаётся неизменным. Это пище, которую ничем нельзя заменить.
В древние времена Хлеб не резали, а ломали руками, откуда и возникло слово ломоть. Разрезая, мы рушим энергетическое строение Хлеба. А отламывается он по своему энергетическому рисунку. При ломании краюшка перенимает силу всего Хлеба, а при отрезании – только по размеру отрезанного.
? Что означает выражение “отрезанный ломоть”?
Греки считали, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Хлеб в Греции считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), всё остальное было только добавкой к дефицитному хлебу.
В Индии, например, преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. У многих народов Хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспечённый хлеб, можно лечить насморк, а черствый – помогает при заболевании желудка и кишечника. (Приложение 2. Слайд 16)
Египтяне, считая зёрна хлеба святыней, клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов, захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб, которому, как утверждают археологи, четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится в Лондоне, в Британском музее.
8. Заключительная часть
Учитель: Ребята, давайте попробуем хлеб, испеченный по древним римским рецептам (каждый может попробовать кусочек хлеба).
? Что означают следующие пословицы древних людей о Хлебе?
- “Чья земля – того и хлеб”.
- “Чей хлеб ешь, того и обычай тешь”.
- “Хлеб везде хорош – и у нас и за морем”.
- “Брось хлеб позади, очутится впереди”.
Список использованной литературы и источников:
- История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во “Олма-Пресс Образование”, 2003.
- Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1 (5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988.
- Н.А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”.
- И.В. Рак “Мифы Древнего Египта”, СПб, изд-во “Петро-РИФ”, 1993 г.
- А.М. Прохоров “Большой энциклопедический словарь”.
- Марк Порций Цензорий Катон Старший “О сельском хозяйстве” (электронная энциклопедия Академик).
- Материалы из Википедии. Хлебопечение Древнего Рима.