Предварительная работа:
Воспитатель разучивает с детьми танец "Мы - матрешки". Дети старшей группы разучивают стихотворения о матрешке.
Цели:
Образовательная:
- Познакомить детей с русской игрушкой Матрешка.
- Сенсорное развитие ребенка (понятие больше - меньше).
- Знакомство с особенностями народного творчества.
- Художественно-эстетическое воспитание.
Воспитательная:
- Воспитать чувство любви к деревянной игрушке.
- Воспитание у детей интереса к культуре своих предков.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Воспитание толерантности.
- Общение с детьми старшей группы.
Программное содержание:
- Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста.
- Общение с детьми старшего возраста.
- Развитие речи дошкольников.
- Знакомство с культурой и обычаями родного народа
Материалы и оборудование:
- Разноцветные платочки и юбочки для детишек (костюмы матрешек).
- Куклы Матрешки для игрового занятия с детьми (внутри каждой матрешки две сестрички).
- Матрешка большая для воспитателя.
- Ленточки разных цветов на колечках (d=4-5 см) - в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20-25 см, ширина - 3-4 см);
- Музыкальное сопровождение: музыка "Русские матрешки", песня "русские матрешки".
Ход занятия
В группе звучит веселая музыка "Русские матрешки". Дети старшей группы входят в помещение группы. Младшие дети встречают ребят сидя на стульчиках. На головах у малышей яркие платочки, у девочек - юбочки. В занятии участвуют два воспитателя. Они поочередно проводят экскурсию.
1. Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в нашей группе. Правду сказать, мы очень готовились к вашему приходу. Ведь в нашей группе открылся мини-музей. И мы рады познакомить вас с его экспонатами.
Чтобы познакомиться с нашим музеем, давайте отгадаем загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.
Дети отвечают: Матрешка.
2. Воспитатель: Правильно матрешка. И наш новый музей называется "Матрешки". У нас не одна куколка. Их много. Всем хватит поиграть. Присаживайтесь на стульчики и смотрите.
Дети рассаживаются на стульчики.
Наши малыши очень ждали вас. Они приготовили для вас танец матрешек. Посмотрите его.
Под веселую песенку "Русские матрешки" исполняется танец-хоровод "Русские матрешки".
1. Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем: Мы будем загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать, и будете называть правильные ответы.
2. Воспитатель:
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
Дети отвечают: Матрешка.
1. Воспитатель:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
Дети отвечают: Матрешка.
2. Воспитатель:
В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.
Дети отвечают: Матрешка.
1. Воспитатель:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
Дети отвечают: Матрешка.
2. Воспитатель:
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
Дети отвечают: Матрешка.
1. Воспитатель:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети отвечают: Матрешка.
2. Воспитатель:
Внучка с дочкой, посмотри -
Все у бабушки внутри!
Дети отвечают: Матрешка.
2. Воспитатель:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети отвечают: Матрешка.
1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки отгадывать вы умеете! А теперь мы посмотрим, как вы играть умеете. Смотрите, дети, к вам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла ее к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.
Тихо-тихо, еле-еле завертелись карусели,
Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.
А потом, а потом все бегом, все бегом.
Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.
Тише, дети, тише, тише - За матрешкой не спешите, Карусель остановите.
Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.
2. Воспитатель: Ребята! Вы очень хорошо играли. А теперь отдохните на стульчиках. Но мы знаем, что вы умеете стихи читать. И знаете много стихотворений о матрешке! Давайте послушаем эти стихотворения.
Воспитатели групп заранее договаривается, и дети приходят подготовленными к чтению стихотворений. Дети по очереди выходят в круг и читают стихотворения.
Я Матрёшечка - краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем - топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!Я весёлая матрёшка,
Потанцую я немножко,
А потом для всех спою,
Песню лучшую мою!У красавицы матрёшки,
Звонкий голосок,
Ловко пляшущие ножки,
В волосах цветок!
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
1. Воспитатель: Молодцы, ребята! Нам очень понравилось, что вы так много стихов про матрешку знаете. И малышам нашей группы было очень интересно. Но, наверное, вы хотите посмотреть наш музей и поиграть в матрешки, которые живут в нашем музее. Мы приглашаем вас и малышей за столы. Вы с нашими ребятками поиграете вместе в эту веселую русскую игрушку.
Дети вместе садятся за столы, воспитатель выносит на подносе матрешек для игры. Дети весело играют вместе в матрешек. Звучит музыка "Русская матрешка". Воспитатели подходят к детям, и помогают в игре, если это необходимо.
2 .Воспитатель: Ребята, понравились вам наши матрешки? Вот какие они у нас красавицы. Эту удивительную русскую игрушку сделали в Москве токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Было это давно. А теперь наши матрешки разошлись по всему свету в своих красивых нарядах.
1. Воспитатель:
Берет в руки не расписанную болванку матрешки.
Только вот беда: одна матрешка у нас не имеет расписного сарафанчика. Вы бы не смогли ей помочь? Мы дадим вам раскраски, и вы в группе на занятии разрисуете сарафанчики вашим матрешкам. А мы потом посмотрим ваши работы. Какие красивые сарафанчики вы подарите куколкам.
2. Воспитатель:
На этом наше занятие закончено. Вы, наверное, немного устали. Приходите к нам еще. Мы будем очень рады видеть вас в нашей группе. До свидания, ребята.
Дети выходят под веселую музыку "Русские матрешки".
Занятие окончено.