Цель. Закрепить элементарные знания и умения в поведении детей при возникновении пожара.
Задачи.
- Продолжать формировать у детей понятие “ пожарная безопасность”.
- Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
- Активизировать двигательную активность, развивать физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений).
Реквизит: плакаты по пожарной безопасности, костюм пожарного, телефон 2 шт., ведро детское 2 шт., кегли, канат, тоннель 2 шт., обручи 2 шт., картинки с изображением пожароопасных ситуаций, островки 6 шт.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений, пословиц о пожарной безопасности;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественных произведений:
- экскурсия в пожарную часть;
- беседа о профессии “пожарный”.
“Пожар”, “ Пожарные собаки” - Л. Толстой;
“Пожар”, “В дыму” - Б.Житков;
“Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое” - С. Маршак;
Действующие лица (взрослые).
- Ведущий.
- Пожарный.
- Лиса Алиса.
- Кот Базилио.
Методы и средства: словесный, наглядный, практический.
План проведения физкультурного развлечения:
- вход;
- загадка;
- песня “Песенка пожарного”;
- появление персонажа “пожарный”;
- ритмика “Укрощение огня”;
- задание “Знаете ли вы предметы, из-за которых возникает пожар?”;
- игровое упражнение “Не ошибись”;
- эстафета “Вызов пожарных”;
- появление персонажей Лисы Алисы и кота Базилио”;
- игровое упражнение “Строим дом”;
- общий танец под ритмичную музыку;
- правила “Если в доме начинается пожар”;
- игра с “огнетушителями” (кегли);
- эстафета “01 спешит на помощь”;
- перетягивание каната;
- песня “Я стану пожарным”;
- награждение удостоверениями “Юный пожарный”, сладкими призами;
Ход развлечения
Под звуки марша участники развлечения выстраиваются перед зрителями. Детей встречает ведущий.
Ведущий:
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные!
Песня “Песенка пожарного” (см. приложение 1).
(Входит взрослый в костюме пожарного).
Пожарный: Ребята, я слышал, вы многое знаете о пожаре и о способах борьбы с ним. Я предлагаю пройти учение – смотр пожарных команд, вы согласны?
Дети: Да!
Ведущий: Прежде чем мы примем участие в учениях, скажите, какими должны быть пожарные?
Дети: Смелыми, храбрыми, сильными, ловкими…
Ведущий: Каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: Ленивых, трусливых, слабых…
Ведущий: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети: Заниматься спортом, знать способы спасения людей…
Ведущий: Теперь мы знаем, каким должен быть пожарный.
Пожарный: Каждый день пожарного начинается с зарядки.
Ребенок:
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Ритмика под музыку Г. Свиридова “Укрощение огня”.
(Выбирается жюри).
Пожарный:
Команда первая – направо,
Тут вторая становись,
Состязанья начались!
(Участвуют 2 команды)
Задание “Знаете ли вы предметы, из-за которых возникает пожар?”
Детям предлагается выбрать картинки, на которых изображены предметы, из-за которых возникает пожар.
Жюри фиксирует результаты, выявляет победителей.
Игровое упражнение “Не ошибись”
Ведущий называет слова, относящиеся к пожару, если слово названо правильно, то дети подпрыгивают на месте и хлопают в ладоши, если не правильно, то движения не выполняют. Примерные слова: пожарный, торт, огнетушитель, волк, спички, огонь, “01”, кружка, рукав, пламя.
Пожарный: Молодцы! С этим заданием вы справились.
Эстафета “Вызов пожарных”.
- Прыжки через островки (3 шт.).
- Пролезь в тоннель (1 шт.).
- Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать (крикнуть) “01”.
- Обратно – бег по прямой, передать эстафету по плечу.
(Жюри подводит итог).
Ведущий: Молодцы! Все ребята у нас ловкие, смелые, быстрые.
(Появляются лиса Алиса и кот Базилио).
Алиса и Базилио: (плача) Ну вот, никто нас не любит, все нас считают хитрыми и противными…
Ведущий: Успокойтесь, не плачьте, а теперь расскажите нам, почему вы бродяжничаете и попрошайничаете? Где ваш дом?
Алиса и Базилио: (вздыхая). Нет у нас дома, то есть он, конечно, был у нас, да сгорел.
Ведущий: Как же так? Как сгорел?
Алиса: Это Базилио виноват, он спичками на чердаке баловался! А там сено, солома, разные старые вещи – все вспыхнуло в один миг! А Базилио, вместо того, чтобы на помощь позвать, от страха в старом шкафу спрятался. Чуть сам не сгорел, потому что пожарные его еле нашли.
Базилио: Неправда! Не верьте ей! Все совсем не так было! Это Алиса виновата! Она возле дома тополиный пух подожгла, а от него и весь дом загорелся. Доигралась, рыжая плутовка! Это же надо придумать такое – пух тополиный поджигать!
Алиса: А сам-то! Ты зачем дома на ковре костер разжигал? Хорошо, что соседи помогли огонь потушить.
Базилио: А сама-то! Помнишь, как елку новогоднюю свечками украсила? И вместо праздника у нас был пожар! (Лиса и кот спорят и дерутся, ведущий их разнимает)
Ведущий: Я поняла, что вы оба хороши! Правильно, ребята? Надеюсь, вы не поступаете так, как Алиса и Базилио?
Дети: Нет!
Базилио: Я тоже больше не буду! Вот честное кошачье слово!
Алиса: И я тоже не буду! Построим себе новый домик и будем его беречь, будем осторожными с огнем! Только вот не умеем мы дома строить…
Ведущий: Ребята! Давайте поможем лисе и коту построить дом.
Игровое упражнение “Строим дом”
(Из гимнастических палок “строим дом” на горизонтальной поверхности)
Алиса и Базилио: Спасибо, ребята! Выходите на полянку, будем веселиться!
(Общий танец под ритмичную музыку)
Пожарный: Молодцы! Ребята! Давайте расскажем правила тушения пожара в доме, чтобы лиса и кот запомнили их.
Правила “Если в доме начинается пожар”
- Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
“01” звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело. - Самое главное – не растеряться!
- Громко кричать, призывая на помощь взрослых, если они рядом.
- Не открывать окна, так как от воздуха огонь разгорится сильнее.
- Начинающийся пожар – маленький огонь – можно затушить самостоятельно.
Для этого огонь заливают водой или накрывают одеялом и затаптывают.
- Если пожар начался от включенного в сеть утюга, чайника или другого электроприбора, тушить его водой нельзя, пока он включен.
- Если ты видишь, что с пожаром не справишься, срочно покидай квартиру.
- Во время пожара нельзя пользоваться лифтом.
- Если в квартире много дыма, надо наклониться или лечь на пол, закрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к выходу.
- Во время пожара ни в коем случае не прячься под кровать, в шкаф.
Пожарный: Ребята, а вы знаете, чем можно потушить пожар?
Дети: Водой, песком, землей, снегом, брезентовым покрывалом, огнетушителем.
Игра с “огнетушителями” (кегли)
В игре участвуют 3 команды по 6-8 детей. От линии старта на расстоянии 5 метров кладут 3 обруча (красный, желтый, синий) - “очаги пожара”. Кегли “огнетушители” расставлены в центре зала по количеству детей и по цветам (красный, желтый, синий). Под музыку дети перемещаются врассыпную между кеглями, как только музыка закончилась, команды собирают кегли и ставят их в обручи своего цвета “тушат пожар”. Заранее обговаривается, какого цвета кегли, какая команда собирает. Победит команда, которая быстро соберет кегли своего цвета и поставит их в свой обруч, “потушит пожар” (игру повторить 2-3 раза). Жюри подводит итог.
Ведущий: Молодцы! Ребята! Справились с заданием.
Эстафета “01 спешит на помощь” (участвуют 2 команды)
- Взять ведро (детское);
- Бег “змейкой” между кеглями;
- Пролезть в обруч снизу;
- “Вылить воду” - “потушить огонь”;
- Обратно – бежать по прямой, передать ведро следующему участнику.(Жюри подводит итог)
Пожарный:
Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
Ведущий:
Девочки – внимание!
Мальчики – внимание!
Есть для вас еще одно
Весёлое задание!
Перетягивание каната (Жюри подводит итог).
Песня “Я стану пожарным” (см. приложение 2).
Пожарный:
Закончились наши учения,
Вы показали свои умения,
Объявляю всем благодарность и принимаю в команду
“Юный пожарный” (всем участникам вручает удостоверение).
Ведущий:
Вы, ребята, смелые, ловкие, умелые,
Всем здоровья мы желаем,
Сладким призом угощаем!
Пожарный вручает детям пироги, конфеты.