Цели:
- формирование у учащихся представлений о ГП материка, умение сравнивать ГП Южной Америки и Африки, знакомство учащихся с историей открытия и исследования материка и значения для человечества;
- реализация воспитательного процесса: человек-часть природы;
- развитие навыков работы с атласом, контурной картой, дополнительной литературой, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и делать выводы.
Метод: самостоятельная работа в группах.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование: Физическая карта Южной Америки, ТСО, дополнительная литература, учебник, атлас, контурная карта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение материков. И материк, с которым мы сегодня познакомимся - Южная Америка. Урок я хотела бы начать с видеофрагмента (обзор Южной Америки с комментариями – 2 минуты).
Географы называют Южную Америку материком природных рекордов. Именно здесь находятся: самый высокий водопад мира – Анхел (1054 м) и самый красивейший Игуасу; обитает самая тяжелая и длинная змея Анаконда (длина – 11 м, вес - до 230 кг); самые большие бабочки и самые маленькие птички-колибри. И этот перечень можно продолжать. Об этом и многом другом вы можете узнать из книг, представленных на стенде. Тот факт, что Южная Америка – материк природных рекордов доказывает и стихотворение Рождественского, которое я взяла эпиграфом к уроку:
Да осенит Вас Южный крест,
Названия почти как музыка.
Хибарки посредине мусора
Да оседит Вас Южный крест!
Стада, уставшие пастись,
Голодно-царственные гаучо.
И птицы – крохотнее бабочек,
И бабочки – с размахом птиц.
Итак, тема урока: “Южная Америка. ГП. История открытия и исследования”. Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Задачи на доске). Для того, чтобы решить задачи, поставленные перед нами, мы разобьемся на четыре группы: “Юные географы”, “Аналитики”, “Первооткрыватели”, “Исследователи”. Каждая группа решает определенную задачу, поставленную перед ней, используя план-подсказку (приложения 1-4). На работу в группах отводится 10 минут. По истечении времени группы отчитываются о проделанной работе.
“Юные географы”:
1. Южная Америка, остров Огненная Земля, который отделен от материка Магеллановым проливом; острова Галапагос, Фолклендские острова.
2. Относительно экватора большая часть материка лежит в южном полушарии, относительно нулевого меридиана материк лежит в западном полушарии.
3. Протяженность с севера на юг по 70 зд - 66 x 111 км=7326 км.
4. Протяженность с запада на восток по 10 юш - 42x109,6=4603,2 км.
5. Крайняя северная точка мыс Гальинас 12 сш 72 зд.
Крайняя южная точка мыс Фроуард 54 юш 71 зд (островная мыс Горн 56 юш 68 зд).
Крайняя западная точка мыс Париньяс 5 юш 82 зд.
Крайняя восточная точка мыс Кабу-Бранку 7 юш 34 зд.
6. Отделена от Северной Америки Панамским каналом, от Антарктиды – проливом Дрейка. Омывается на западе – Тихим океаном, на востоке – Атлантическим океаном, на севере – Карибским морем. Береговая линия расчленена слабо – залив Ла-Плата. Течения: теплые – Бразильское, Гвианское; холодные – Фолклендское, Перуанское.
“Аналитики”:
Используя карты атласа, дайте сравнительную характеристику ГП Южной Америки и Африки:
а) Южную Америку также как и Африку пересекает экватор с той лишь разницей что Африку почти посредине, а Южную Америку – в северной части.
Из этого следует, что Южная Америка большей своей частью расположена в южном полушарии, а ее меньшая часть расположена в северном полушарии;
б) Южная Америка, так же как и Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом климатических поясах. Однако соотношение территорий в пределах одного и того же пояса, различное. Так, тропический пояс Африки больше, чем Южной Америки, однако южноамериканский субтропический пояс по площади преобладает над африканским, к тому же на юге Южной Америки – умеренный пояс, который в Африке отсутствует.
в) начальный меридиан пересекает Африку в западной части, следовательно она расположена в западном и восточном полушариях. В отличие от Африки, Южная Америка полностью расположена в западном полушарии, поскольку лежит на западе от нулевого меридиана.
г) Атлантический океан омывает (какие?) восточные берега Южной Америки и (какие?) западные берега Африки. С запада Южную Америку омывают воды Тихого океана.
д) Южная Америка ближе всего расположена к материку Северная Америка. Эти материки соединены между собой Панамским каналом. От других материков: Антарктиды – проливом Дрейка.
“Первооткрыватели”:
Дата | Путешественник | Открытие |
1492-1493 гг. | Х.Колумб | Первая экспедиция -Большие Антильские острова и Сан-Сальвадор. |
1493-1494 гг. | Х.Колумб | Вторая экспедиция - Малые Антильские и Пуэрто-Рико. |
1498 г. | Х.Колумб | Третья экспедиция - Остров Тринидад и северное побережье Южной Америки. |
1500-1502 гг. | А.Веспуччи | Восточные берега Южной Америки, “Новый Свет” |
1520 г. | Ф.Магеллан | Атлантическое побережье, Огненная Земля, Магелланов пролив |
“Исследователи”:
Дата | Исследователь | Результаты исследования |
1799-1804 гг. | А.Гумбольт | Ориноко, Льянос, Анды |
1826-1828 гг. | Г.Лангсдорф | Природа и коренное население Бразильского плоскогорья |
1923-1933 гг. | Н.Вавилов | Выделил два очага культурных растений – Центрально-Американский и Андинский. |
Значение истории открытия и исследования
а) Открытие новых, неизвестных земель - “Нового Света”;
б) Колонизация земель Испанией и Португалией, которая привела к исчезновению цивилизации индейцев, разграблению индейских народов и обращение их в рабство.
в) Открытие культурных растений, которые сегодня выращивают во многих странах мира: кукуруза, картофель, арахис, тыква, томаты, фасоль, табак.
3. Закрепление.
Тест. Ответив правильно на вопросы теста, по первым буквам названий вы узнаете пролив, названный в честь путешественника, который его открыл.
- Общее название крайних точек (Мыс)
- Самая тяжелая и длинная змея. (Анаконда)
- Крайняя северная точка материка. (Гальинас)
- Дополните высказывание Н.М. Пржевальского: “А … жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”. (Еще)
- Залив Южной Америки. (Ла-Плата)
- Высокотравные саванны равнин бассейна реки Ориноко, которые исследовал Г.Лангсдорф. (Льянос)
- Материк, который отделен от Южной Америки проливом Дрейка. (Антарктида)
- Название, которое дал открытым землям А. Веспуччи. (Новый Свет)
- Остров на юге материка. (Огненная Земля)
- Русский ботаник, открывший очаги культурных растений. (Вавилов)
Ключ:
М | А | Г | Е | Л | Л | А | Н | О | В |
4. Домашнее задание: параграф 40, приготовить сообщения о путешественниках и исследователях (по желанию).