К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления"

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: Грех и его искупление, средства выразительности, преодоление страха наказания


Цель урока:

1) анализ произведения,

2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении,

3) развитие аналитического мышления учащихся,

4) нравственное воспитание.

Задачи:

- совершенствовать навыки выразительного чтения,

- развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,

- развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

Молюсь и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь
От дела злого…
А.К.Толстой

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение.

III. Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.

Приложение 1 (На экране проецируется портрет писателя, слайды, иллюстрирующие его биографию)

К.Г.Паустовский - известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел на Украине. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги, и, по словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана его неуживчивому характеру.

Учился будущий писатель в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения.

По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославле, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть “Романтики”, которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.

Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете “Моряк”. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ, живя в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты “Правда” и журналов “30 дней”, “Наши достижения” и других, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалью.

Последние годы жизни Константин Георгиевич провел в городе Таруса, который полюбил всей душой. 30 мая 1967 года К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы". И это вполне заслуженно. Паустовский полюбил Тарусу и боролся за ее сохранение и развитие. Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.

Провожала Паустовского Россия
к тихому последнему порогу.
Принимались дождики косые,
обмывали длинную дорогу.
Широко, далёко, в тихом горе
день стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
хоронила Паустовского Таруса.

М.Алигер

Константин Георгиевич – взрослый писатель. Его романы и рассказы внесли в нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб” и др.

Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень жизненные, реальные. Но в каждой сказке содержатся глубокие мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.

Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги. Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками.

IV. Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение в тетрадь по литературе.

V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь- раненый, пострадал от врага”.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

3) Прочитать о мальчике Фильке.

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?

VI. Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

VIII. Анадиз прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

IX. Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

XI. Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

XIV. Слово учителя. Филькой овладел страх. Так же когда-то испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд. Так же поступает и наш маленький грешник. Разве вы, когда сотворите что-то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.

Физразминка. Действительно, у каждого человека есть невидимая часть – душа, и видимая - тело.

Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги. Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь.

Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.

XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем эпизод со слов “ Ночью он слез c печи…” до слов “..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу”.

XVI. Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице. (Воздух синий, страшный; воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию.

XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?

XVIII. Слово учителя. Как Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, очищает от гнета вины. Приложение 1 (Весь последующий рассказ учителя иллюстрируется слайдами на экране).

Самая первая ступень – это осознание своего греха, стыд за неправедное дело (а также слово или даже мысль, намерение). Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.

Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли, - это преодоление страха наказания и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.

Следующая, еще более трудная ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел, это нелегко, так как нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.

Однако не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступеньку покаяния - искупления, исправления греха. Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.

Пятая, самая высокая ступень, благодарность за урок. Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе.

XIX. Итог урока: какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”? Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?

Учитель:

Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Так писал о силе слова и дурного поступка поэт Я.Козловский.

Злое дело обязательно нужно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. И, главное, бережно обращаться со словом. Господь всех людей наделил даром слова. Благодаря этому дару мы можем общаться, понимать друг друга, договариваться между собой, учиться всему доброму и полезному. Но греховная природа человека толкает его на извращении красоты речи. И тогда слово из доброго помощника, лекаря превращается во врага. Словом можно ранить и даже убить, как пулей или ножом. И поэтому с ним надо обращаться бережно, вдумчиво. И поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”, - учит нас великий Л.Толстой.

Нельзя быть равнодушным, нельзя опускать руки перед злом. Бороться с ним единственно доступным для нас оружием – словом. Вся русская литература, начиная с древности, пропитана идеями и традициями православия, основывается на библейских и евангельских учениях. Именно в православии восторжествовала свобода выбора: человек сам избирает путь праведности или греха, но и, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением. Человек не может предугадать, к чему приведут его поступки. Но все равно он должен поступать разумно, нравственно. Недаром эпикурейцы говорили: “Чтобы быть счастливым, нужно иметь здоровое тело и чистую совесть. Как иметь здоровое тело, вам об этом любой врач скажет, а как насчет совести: Не совершайте преступлений, и вас не будут мучить угрызения совести”.

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся

XX. Домашнее задание: дочитать сказку, письменно ответить на вопрос “Кого и как мы должны благодарить за уроки жизни? ”

Список литературы

  1. М.Алигер, “Сборник стихов”, Москва, Просвещение, 1975 г.
  2. И. М. Бондаренко Таганрог в литературе. Таганрог, Лукоморье, 2007.
  3. Википедия.
  4. С.Ф.Иванова “Введение во храм слова”, “Отчий дом”, Москва, 2006.