Занятие с психологом "Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


“Говорят, что природа для того
каждому дала два уха и один язык,
чтобы говорить меньше, чем слушать”.
Плутарх

“Если вы хотите понравиться людям,
соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других людей говорить о себе”.

Д. Карнеги

Ход занятия

1. Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

Слайд 2. Презентация

— получить информацию;

— узнать, как что-либо делается;

— понять, что кому-нибудь нужно;

— узнать, как кто-либо себя чувствует;

— развлечься (телевизор, музыка, кино);

— выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

— поделиться с друзьями (проблемы, радости и т.п.), общаться с теми, кто вам нравится;

— защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

2. Обсудите следующие вопросы:

Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?

Когда “неслушание” может быть опасным?

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

— смотрите в сторону;

— делайте вид, что вам скучно;

— перебивайте;

— смотрите на часы;

— смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я говорящего?

— Как вы поняли, что я не слушал?

— Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

— Как реагировал ..., когда я не слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Слайд 3.

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

— поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

— сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

— не перебивайте;

— задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

— повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

— отражайте чувства говорящего;

— показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я на этот раз?

— Как вы догадались, что я слушал?

— Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

— Как реагировал ..., когда я слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

Слайд 4.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

Слайд 5.

Слайд 6.

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

Слайд 7.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Слайд 8.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

5. Когда, по вашему мнению, труднее всего быть хорошим слушателем?

(Постарайтесь вызвать ответ, указывающий на конфликтную ситуацию.)

6. Что значит уметь слушать? Выделите наиболее важные стороны этого умения.

Слайд 9.

Каким слушателем вы себя считаете?

— идеальным;

— выше среднего уровня;

— нуждаюсь в дополнительном обучении и практике в умении слушать;

— неважным, так как многие сообщения воспринимаю в искаженном виде, не вникая в смысл?

А сейчас, с помощью теста, мы узнаем, каким слушателем вы являетесь на самом деле?

Слайд 10-11.

Тест “Умеете ли вы слушать?”. Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Слайд 12.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.

Можно использовать магнитофон для фиксации.

Ход занятия:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

“Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

“Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Итоги:

1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.

2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизводя ее или своими словами.

3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.

4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.

5. В заключение обсудите следующие правила, дополнив их новыми пунктами, исключив несущественные.

Слайд 13.

Правила хорошего слушания

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.