Содержание
- Введение.
- Основная часть. Творческое начало - основной элемент работы с учащимися на начальном этапе обучения.
- Музыка в рисунках и стихах.
- Развитие мышления.
- Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и транспонирования.
- Заключение.
- Литература.
Введение
С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети, чтобы научиться играть на фортепиано! В основном, это дети, которые любят петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога - на основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух, чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте, умению ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы, способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка.
Вообще, надо признать, игра на фортепиано – сложный процесс и не каждый ребёнок может освоить этот инструмент. Для ребёнка, обучающего на домре и балалайке чтобы исполнить какое-то произведение, достаточно выучить выразительно мелодию, а аккомпанемент- это дело концертмейстера, педагога-профессионала. Пианисту же нужно исполнять партию и солиста и концертмейстера одновременно, имея определённые навыки и умения. Ещё во времена Баха, клаверист умел импровизировать - без малейшей подготовки разрабатывать заданную тему при этом, соблюдая самые строгие правила гармонии и мелодии, умел играть одинаково легко в любой тональности, делая транспозицию; умел хорошо читать с листа, независимо для какого инструмента написано произведение, очень хорошо владел сочинительским “ремеслом”. И это очень развивало мышление, память и слух, умение анализировать и сопоставлять, и, конечно же, внимание. Поэтому, начиная работать с маленькими детьми, педагог должен развивать эти качества. И самое главное - развивать в такой форме, чтобы ребёнку было интересно заниматься.
Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально, заинтересовывая юного пианиста. Проводить так, чтобы ребёнок ждал, считая дни, следующего урока. На этих занятиях нужно проводить параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса ребёнка к музыке.
Музыка в рисунках и стихах
Надо отметить, что наряду с уроками немаловажное значение имеет домашняя подготовка учащихся к урокам. Одним из первых и любимых домашних заданий для ребят является передача собственного отношения о прослушанной пьесе через рисунок и сочинение стихов, рассказов (Приложение 1). Рисовать обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного в стихотворной форме удаётся далеко не каждому ребёнку. Как правило, в начале обучения стихами радуют в основном, эмоциональные, творческие дети. Я была приятно удивлена и обрадована когда ученица 1 класса Инна, после прослушивания “Неаполитанской песенки” П.И.Чайковского, свои впечатления от музыки выразила так:
Я люблю эту музыку! Эта музыка слышна каждый час, каждую минуту. Я люблю её и сейчас поэтому иду в зал. Прелесть! Прелесть музыка! Прелесть ты моя!
Ласковая музыка, музыка моя! Тебя на свете нет другой, ты музыка моя, моя! Свети всегда, свети везде, моя, моя мечта!
В рисунках ребят на прослушанную музыкальную пьесу, наряду с изображением предметов, людей, зверей, очень важно присутствие тех или иных красок, передающих характер музыки. Очень важно побеседовать с ребёнком почему он использовал ту или иную краску, аргументировал присутствие того или иного предмета. Как правило, одна и та же музыка вызывает у детей разные ассоциации, разные краски. Это зависит от настроения ребёнка, от его окружающей среды, широты кругозора и от исполнения педагога, если хотите. Бывает так, что ребёнок весёлую музыку изображает тёмной краской. Задача педагога - умело аргументируя, в форме беседы, направить мышление ребёнка в такое русло, чтобы он сам понял, что здесь гармоничнее будет светлая краска (жёлтая или красная). Из своего опыта работы пришла к выводу, что ребята, передающие музыку через яркие краски и стихи, как правило, исполняют в дальнейшем музыкальные произведения более эмоционально и выразительно.
Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить учащихся с нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью шарад. Например:
Первый слог - нота. | Первая половина слова - громко |
Второй-нота тоже. | Вторая - тихо |
А целое - на боб похоже. | В целом - музыкальный инструмент. |
С большим интересом дети знакомятся с нотами при прослушивании музыкальной сказки, в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор (грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан), где живут ноты:
красного цвета- до, оранжевого - ре, жёлтого - ми. Нота фа - зелёного, соль - голубого, ля - синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации, длительности пауз, фермату и т.д.
Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.
Птичий двор
В нашем нотном зоопарке
Птицы обитают.
Только тот, кто ноты знает,
Их названья угадает.
Тете РЕ в; СИ РЕ нь
фла МИ нго; СИ ница;
При разучивании длительностей нот дети с интересом слушают сказку о грушах, разучивают игру-считалку.
Сказка о грушах
Бабушка Нота по саду пошла -
Спелых четыре груши нашла.
Ноты подумали и решили,
Так меж собой их разделили
Бабушке груша достанется целая -
Она нота крупная, длинная и белая.
Вторую разрезали посередине -
Двум дочкам досталось по половине.
Третью грушу резали
На четыре дольки
Каждой внучке дали
По четвертной части.
А подружки сказали:
Скорей! Делите нам грушу на восемь долей
Значит, каждой подружке
Достанется груши восьмушка.
Понятие “октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:
В домике нотном семья обитает:
“До” дом убирает и охраняет,
“Ре” на речке весь день пропадает
“Ми” - миндаль в саду собирает
“Фа” - фасолью фасад украшает,
“Соль” - солью с хлебом знакомых встречает,
“Ля” - гуляет всегда на поляне.
“Си”- сидит целый день на диване
В домике весело нотам живётся -
Видно, не зря он октавой зовётся.
Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев - “проговаривание” разными пальчиками различных слов и стихов. На развитие чувства ритма, внимания и памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т.д.) Здесь надо обратить внимание на то, что ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге произносится с большей длительностью. Графически это выглядит так:
Са - мо- кат i i I
Сол - ныш - ко I i i
Поёт кукушка на суку: ку-ку, I I ку-ку I I
А дятел ей в ответ: так- так - тук- тук, i i i i тук-тук I I
Используя фортепианно-технические упражнения в занимательной форме для “осознания” каждого пальчика я часто предлагаю детям “проговорить” - простучать
Развитие мышления
Для развития мышления, музыкального слуха, кругозора нужно знакомить ребёнка с различными музыкальными произведениями, композиторами данных произведений, учить анализировать произведение, используя при этом 2 уровня актуального развития. Первый - когда ребёнок справляется с поставленными знаниями самостоятельно и второй-когда ребёнок может выполнить задание только с помощью наводящих вопросов. Конечно, лучше это проводить в форме беседы, рассказа, привлекая ребёнка быть равноправным участником. Хотя следует сказать, что не все дети идут на такой контакт. Некоторые молчат и предпочитают больше слушать учителя. С такими детьми, конечно труднее, и чтобы ребёнок заговорил, мне иногда приходится разговаривать с ребёнком как бы “на равных”, становясь 7-8-летним ребёнком. И вот когда барьер учитель-ученик разрушен - цель достигнута! – ребёнок включается в разговор, с удовольствием повествуя свои мысли и догадки по поводу пьесы. Очень хорошо формирует мышление и слух сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а затем закреплять на музыкальном материале. Я начинаю сопоставления с образов животных и продолжаю их в разных сферах жизни и деятельности людей. Из разговора с детьми:
Птица летает, а черепаха? | Ползает - отвечают дети. |
Курица громко кудахчет, а цыплята? | Тихо пищат. |
Солист поёт один, а в хоре сколько певцов? | Много – догадываются ребята. |
Небо – высоко, а земля? | Низко - отвечают дети. |
Папа ходит большими шагами, а ребёнок? | Маленькими - замечают ребята. |
Кошка и котята. Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым материалом закончены, их очень легко проводить на музыкальном материале, используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и ADAGIO), характеры (GRAVE и LEGGERO), прослушивание и анализ музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения и грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.
Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и транспонирования
Очень важным в работе с детьми является развитие навыков сочинения, подбор аккомпанемента и транспонирование. Детям очень нравится на прослушанный музыкальный фрагмент выбрать наиболее соответствующую характеру музыки картину или рисунок, однако когда просишь ребёнка сочинить музыку на предложенный рисунок или четверостишие, иногда слышишь в ответ: “А у меня не получится, я не умею”. И действительно, для некоторых детей выполнить это задание бывает довольно сложно. И здесь ребёнку нужно немножечко помочь, облегчить задачу - дать определённый ритм и 2-3 звука на расстоянии определённого интервала, а вот каким образом расположить эти звуки, в каком порядке - это уже как сработает его фантазия и слух. Заниматься сочинительством детям очень нравится. В зависимости от природной одарённости ребёнка, одни замечательно придумывают четверостишия на заданную тему, другим сравнительно легко удаётся сочинять простейшие мелодии. На одном из уроков ученице 2 класса Алёне я предложила в своём домашнем задании ответить на вопрос “Зачем нужна музыка?” и она совершенно по детски, искренне, восторженно передала свои мысли и чувства:
Музыка нужна нам сильно, чтобы петь и танцевать
И играть на инструментах - музыкантами нам стать!
Музыка нужна, чтоб слушать Баха, вальсы и этюд
Музыка нужна, конечно, музыка – наш лучший друг!
С музыкой знакомы будем, музыку мы не забудем!
Мы всё выучим, разучим и пятёрки мы получим!
Музыка - отличный друг, это знают все вокруг!
Мамы, папы, детвора. Музыка нужна, нужна!
При изучении трезвучий и их обращений дети с удовольствием сочиняют пьесы в виде арпеджио в восходящем или нисходящем движении, а также используя гаммаобразные пассажи. Чтобы сочинение не звучало как набор звуков, я предлагаю ребёнку прослушать несколько вариантов окончания пьесы и после сравнительного анализа убедиться, что если пьеса будет заканчиваться на тонике, она будет иметь законченный вид. Наиболее интересными и весёлыми у ребят, в основном, получаются этюды, хотя довольно интересны, бывают и мелодичные пьесы, изображающие переливы волн.
С большим интересом ребята учатся подбирать аккомпанемент к знакомым мелодиям, а затем - к сочинённым. Надо отметить, что навыки аккомпанирования дети приобретают с первых занятий, осваивая ритмическую пульсацию, т.е. прохлапывая шаги в словах, стихах, названиях предметов, именах. В дальнейшем, в работе над подбором аккомпанемента я предлагаю использовать басовые ноты или квинты, исполняя им разные варианты звучания на инструменте. Задача ребёнка - услышать, где лучше будет звучать тот или иной аккомпанемент, т.е. на начальной стадии обучения детскую фантазию надо направлять и чем-то ограничивать. Ребёнок должен быть поставлен в условия, в которых он оказывался бы вынужденным решать сочинительские задачи. В дальнейшем, когда освоены понятия “тоника” и “доминанта” процесс подбора аккомпанемента становится более осмысленным.
Очень интересным для детей является определение тональности в пьесе, размера в пьесе, где стоят тактовые чёрточки, но наиболее сложным заданием является транспонирование. Вообще транспонирование очень развивает музыкальный слух, память (как звуковысотную, так и ритмическую), мышление, даёт хорошее ощущение клавиатуры. Развивать его желательно одновременно с подбором песен, сочинением музыки, изучением нотной грамоты и чтением нотного текста. И все эти формы работы должны проводиться и изучаться на основе интервальной взаимосвязи. Давайте рассмотрим, как этого следует добиваться. Разучиваем, например, песню “2 кота”. Педагог наигрывает мелодию из 2-х звуков. Задача ученика - определить из скольких звуков состоит мелодия и как они располагаются по отношению друг к другу. Дети обычно сразу определяют 2 звука, и что один из звуков высокий, другой - низкий. Когда ребёнок это слышит, нужно определить, как далеко они находятся друг от друга. Оказывается недалеко, через один звук. Дальше ребёнок должен простучать ритмический рисунок и спеть мелодию. Когда ученик хорошо запомнил, педагог показывает на инструменте звук, например “соль” и предлагает подобрать эту мелодию. Получается мелодия из 2-х звуков - “соль” и “ми”. Учитель даёт название этих звуков и рассказывает об интервале “терция” - расстоянии в 3 ступени. Таким образом, ребёнок знакомится с названием и расположением звуков на клавиатуре, видит и слышит интервал.
Далее начинаем осваивать навыки транспозиции. Просим ребёнка подобрать эту песенку, например от ноты “фа”. Получаются звуки “фа” и “ре”. Значит, эти звуки тоже находятся на расстоянии терции. Чтобы ребёнок хорошо запомнил этот интервал можно дать ребёнку установку: “Я буду называть звук, а ты быстро построй вверх терцию” - и он с удовольствием строит, затем строим вниз, и от чёрных клавиш. Таким образом,
проучиваются и другие интервалы. Одновременно можно учить запись этих интервалов на нотном стане. Терции пишутся на 2-х линеечках подряд, или в “окошечках” подряд. Секунды - на линеечке и в “окошечке” и т.д. Можно также учить, только на 2-х линеечках. Для того чтобы ребёнок хорошо запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий, песен, ассоциаций из окружающего мира. Например: в куковании кукушки хорошо слышится интервал терция, кварта слышна в песне “Я люблю тебя жизнь”, песня “В лесу родилась ёлочка” начинается с интервала секста и т.д. Осваивая с ребёнком интервалы, очень важно, чтобы он их понял, услышал и мог быстро построить на инструменте. Только тогда ребёнок будет хорошо читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент и сочинять. И надо отметить, что ребята с большим удовольствием решают эти творческие задачи.
Вообще, транспонированием, музицированием, подбором аккомпанемента, сочинением музыки желательно заниматься не только с начинающими пианистами, но и на протяжении всего курса обучения в школе. Это обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным учебный процесс. К творческим заданиям можно отнести разгадывание кроссвордов на музыкальные темы, игры – загадки на проверку знаний музыкальных обозначений и нот. Эти задания можно использовать не только индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах. Ежегодно я провожу на классном часе игру “ О, счастливчик” на музыкальные темы. Смысл игры - проверка знаний музыкальных обозначений, терминов, музыкального кругозора детей. Особенно интересны и познавательны классные часы “Умники и умницы” на проверку знаний о композиторах, музыкальных инструментах, жанрах музыки. Эмоциональность и воображение детей отчётливо проявляется на классных конкурсах “Вдохновение”, “Поздравительная открытка ко дню Матери”, “Лучшее новогоднее поздравление”, “Поздравление в стихах к юбилею школы”, “Чудо-ёлочка” (Приложение 2). Навыки сочинительства, импровизации и подбора аккомпанемента к песням хорошо выявляются в конкурсах “Музыкальная фантазия”, “Новогодняя импровизация”. Ребята с большим желанием принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих заинтересованности детей участвовать в конкурсах является присутствие родителей в составе жюри.
Заключение
Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с учащимися позволяет сделать уроки более интересными и увлекательными, даёт возможность повысить эффективность обучения, активизировать мышление, внимание, в доступной форме освоить основы музыкальной грамоты, развить музыкальный слух и воображение ребёнка.
Список литературы
1. Л.А.Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград. “Советский композитор”, 1979.
2. М.П.Андреева, Е.В. Конорова. Первые шаги в музыке. Москва. “Советский композитор”, 1991.
3. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. “Советский композитор”, 1992.
4. Л.А.Баренбойм.Н.Н.Перунова. Путь к музыке. (Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано). Ленинград. “Советский композитор”, 1989.
5. Э.Ш.Тургенева. А.Н.Малюков. Пианист-фантазёр. Москва. “Советский композитор”, 1987.
6. И. М.Лещинская, В.Б. Пороцкий. Малыш за роялем. Москва. “Советский композитор”, 1989.
7. Ю.А.Ивановский. Занимательная музыка. Ростов-на-Дону. “Феникс”, 2002.
8. З.Н.Бугаева. Весёлые уроки в школе и дома. Донецк. “АСТ-Сталкер”, 2002.