Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.
Задачи:
- изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
- повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительная работа.
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей
(раздаётся родителям до начала собрания)
1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- трудно сказать (и да, и нет);
- нет.
3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.
6. Форма проведения: групповая.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с синим, красным и зелёными флажками);
в) листы с описанием игр;
г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;
д) компьютер для показа презентаций;
е) квадратики для проведения рефлексии;
ж) рекомендации-памятки для родителей.
Ход собрания
1. Установление свободной и доверительной атмосферы.
Звучит музыка. Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
2. Сообщение темы и целей родительского собрания.
- Тема нашего родительского собрания сегодня: “Как помочь ребёнку стать внимательным”.
Цель собрания: познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами
Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
Слайд 1, 2. Презентация
3. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок- это …”. (Время для выполнения задания - 3 минуты)
4. Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.
Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.
5. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.
6. Теоретическая часть.
- Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.
7. Практическая часть.
Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.
Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.
Игра “Повтори быстро”
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повторите”. Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”:
- Ну начали! Повторите – “стол”.
Играющие повторяют: “Стол”.
- Повторите – “Окно”.
Играющие говорят: “Окно”.
- Скажите – “Улица”. Быстро – “кошка” и т.д.
Игра “Не собьюсь”
1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на Вместо названия говорить слово”гоп” и т.п.
2. Игровые упражнения.
Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).
- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).
- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).
Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).
Игра “Полслова за вами”
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игровое упражнение “Кто внимательный?”
- Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку “Лисёнок и лягушонок” Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “л”.
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
8. Заключительный этап.
- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации (“Памятки родителям”):
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;
- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
9. Оценка.
В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”.
10. Рефлексия.
Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
Красный цвет – “считаю информацию, полученную на собрании полезной”;
синий цвет – “считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной”;
зеленый цвет – “мне на собрании было не интересно”.
11. Минута благодарности.
- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!