Ведущие: юноша, одетый в черный костюм, белую рубашку с бабочкой; девушка, одетая в стиле 19 века.
Участники: чтецы стихов (одеты в стиле светского общества 19 века).
Оформление: в зале стоит стол, на котором лежит открытая книга, стоит чернильница с пером, подсвечники с зажженными свечами, за столом сидит Пушкин - ученик, одетый в черный костюм, белую рубашку с бабочкой. Презентация
В зале звучит музыка А.Вивальди “Времена года” (“Осень”).
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы начинаем наше мероприятие, посвященное 213 годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, творчество которого нам хорошо известно с раннего детства и то же время остается до конца нами не изучено, ибо оно безгранично. Его изучению можно посвятить всю жизнь и так и не познать истоки этого великого таланта. Мы готовились к этому мероприятию в последние дни осени 2011 года. А посвящено оно будет этим же дням далекого 1830 года, а именно Болдинскому периоду жизни и творчества А.С.Пушкина. В Болдино великий поэт бывал несколько раз. И всякий раз его живописные пейзажи вдохновляли Пушкина на создание замечательных произведений.
Чтец 1 (на фоне музыки): А.Вивальди “Времена года”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь.
Ведущий 1: Осень. Болдино. В нижегородское имение своих родных Пушкин отправился 31 августа 1830 года уже будучи женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Перед свадьбой надо было привести в порядок некоторые хозяйственные дела, устроить свое материальное положение. Ехал на короткое время. Но неожиданно оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера. Все было оцеплено карантинами, запрещавшими выезд из мест, охваченных эпидемией. И попытки прорваться сквозь заграждения были безуспешны.
Звучит музыка А.Вивальди “Осень” .
Ведущий 2 (на фоне звучащей музыки): Пушкин оказался в Болдино в подавленном настроении. Своей невесте Пушкин писал отсюда: “Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. Не случайно первыми стихотворениями этой поры были самые напряженные и тревожные произведения поэта: “Бесы” и отдающая глубокой усталостью “Элегия”.
Чтец читает стихотворение “Элегия”.
Ведущий 1 (под музыку А.Вивальди “Времена года” - “Осень”): 9 сентября. В этот день Пушкин открыл особую тетрадь без переплета, без названия и принялся писать.
Пушкин (делая вид, что пишет пером): “… последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожжи без рессор, бедная кляча в четвертый раз потянулась на Басманную, где находилась лавка гробовщика…”.
Ведущий 2: Мы не знаем родился ли в эти дни Иван Петрович Белкин, началась ли его биография или Пушкин еще размышлял, отдать ли ему свое сочинение. И все же по воле Пушкина автором нового цикла повестей становится никому не известный Белкин, а издателем – “А.П.”, то есть сам Пушкин, незримо присутствующий во всех повестях: “Гробовщик”, “Метель”, “Барышня- крестьянка”, “Станционный смотритель”, “Выстрел”.
Звучит музыка.
Ведущий 1 (на фоне музыки): Легко можно представить чистый, ясный сентябрьский вечер, зажженные свечи, стол, тетрадь, тишину. В одно такое ясное морозное утро, какими богата наша русская осень, встречаются пушкинские герои Берестов и Муромский. Вот ведь как выдумал! Да разве встречается такое в жизни! Барин ходит на свидание с крестьянкой, не подозревая, что это барышня. А потом не узнает свою любимую.
Звучит музыка Свиридова. Иллюстрации к повести “Метель”.
Ведущий 2 (на фоне музыки): Выдумка! Шутка! Да. Но Пушкин не отвечает за правдоподобие: мало ли, что выдумал Белкин! И явно ощущается улыбка автора. Добрая, умная, иногда грустная, но она порою скрыто, порою прямо присутствует во всех повестях. “Конец повестям Белкина”, - эта фраза появится через год и навсегда станет вслед за последней строкой “Барышни- крестьянки”. В этих пяти небольших повестях Пушкин взял на себя почетную обязанность представить писателя нового, до того небывалого литературного направления – реалистической прозы.
Пушкин: Точность и краткость - вот первое достоинство прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящее выражение ни к чему не служит.
Звучит мелодия вальса Грибоедова (светское общество вальсирует в зале).
Чтец (юноша, одетый в стиле Онегина на фоне музыки):
Ужель она? Шептал Онегин:
Ужель она? А точно… Нет…
Как! Из глубины пустых селений…
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно на ту,
Чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
“Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?”
Князь на Онегина глядит.
- Ага! Давно ж ты в свете не был.
Она, мой друг, жена моя.
Постой, тебя представлю я.
Ведущий 1: Здесь в Болдино Пушкин прощается и с героями главного труда всей его жизни – героями романа “Евгений Онегин”. “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”, - эти строчки великого Байрона Пушкин делает эпиграфом к последней главе романа.
Кому это сказано? Молодости? Холостяцкой жизни? Онегину? Но надо ли это уточнять? Это пушкинское настроение, пушкинская грусть… Вернувшись из Болдино, Пушкин известит Плещеева, что последние главы романа совсем готовы к печати.
Музыка смолкает.
Ведущий 2: Так в болдинском сентябре сталкиваются, переплетаются разные годы, десятилетия, разные края – вся жизнь.
На слайде презентации появляется портрет Елизаветы Воронцовой и звучит музыка П.И.Чайковского из оперы “Евгений Онегин”.
Чтец (на фоне музыки):
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Ведущий 1: Это первое среди болдинских стихотворений прощаний с теми, кого Пушкин любил прежде. Какое сильное, горькое прощание с образом милым, разрыв с прошлым. Первое название этого стихотворения “Прощание – К.Е.В.”. Именно так он обозначил имя своей возлюбленной Елизаветы Воронцовой.
Ведущий 2: Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал в Одессу. Воронцова произвела на него сильное впечатление. Елизавета Ксаверьевна была одной из самых красивых женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто мягкой, очаровательной, женственной грацией. Память о ней сохранилась в портретах Воронцовой на полях рукописей Пушкина. Дальняя подруга до конца своих дней больше не увидит Пушкина, но ежедневно будет перечитывать пушкинские стихи и послания. А в глубокой старости прикажет их уничтожить.
Чтец (девочка) “Сожженное письмо”. Звучит “Сентиментальный вальс” П.И.Чайковского. Музыка смолкает. На слайде презентации появляется портрет Н.Н.Гончаровой.
Чтец. Стихотворение “Мадонна”.
Ведущий 1: В одной из черновых записей Пушкина есть помета “С французского”. А стихотворение было посвящено Наталье Гончаровой. Кто же она, невеста Пушкина? Первая их встреча произошла на одном из московских балов в декабре 1828 года. Она была прекрасна. Все в ней самой и манера держаться в обществе были проникнуты глубокой порядочностью. Все было безупречно, без фальши. Но еще прекрасней в ней была ее душа. Поэт называет ее в стихотворении “Мадонна” – “чистейшей прелести чистейший образец”.
Пушкин: Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целых два года, которую везде первой отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством. Боже мой - она почти моя. Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством всей жизни моей.
Ведущий 1: Но на пути к счастью снова преграда – эпидемия холеры и карантин снова задержали Пушкина на целых три месяца в Болдино. И только письма соединяли его с возлюбленной его Мадонной. Трепет влюбленного сердца, горечь разлуки с ней Пушкин старается излить в своих искренних письмах.
Звучит “Сентиментальный вальс” П. И.Чайковского.
Ведущий 1: 30 сентября 1830 года Пушкин пишет из Болдино в Москву.
Пушкин: “Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров..Наша свадьба точно бежит от меня. И эта чума с карантинами - не отвратительная ли это насмешка, которую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье. Позволите ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст. Прощайте же, мой ангел…”.
Ведущий 1: 11 октября 1830 года из Болдино в Москву.
Пушкин (читает с тревогой и отчаянием): “Въезд в Москву запрещен. И вот я заперт в Болдине. Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите мне, где вы? Уехали ли вы из Москвы? Нет ли окольного пути, который привел бы меня к вашим ногам? Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших пальцев”.
Ведущий 1: 18 ноября из Болдина в Москву.
Пушкин: “В Болдине, все еще в Болдине! Я совершенно пал духом. Отец продолжает писать мне, что свадьба моя расстроилась. На днях он, может быть, сообщит, что вы вышли замуж. Есть от чего потерять голову. Прощайте, мой ангел, будьте здоровы, не выходите замуж за господина Давыдова и извините мое скверное настроение”.
Музыка смолкает.
Ведущий 2: Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренние. Они полны любви и нежности. Наталья Николаевна предстает перед ним как самый близкий Пушкину человек. Поэт создал идеал молодой женщины, который он так проникновенно отразил в онегинской Татьяне. Ему хотелось, чтобы его любимая походила на замужнюю Татьяну Ларину.
Звучит музыка вальса А.Грибоедова.
Чтец (в образе Татьяны Лариной):
Она была нетороплива,
Не холодна, не молчалива,
Без взора беглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без подражательных ужимок,
Без этих маленьких затей…
Все тихо. Просто было в ней.
Ведущий 2: Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин любил душу ее больше ее красивого лица.
Звучит мелодия вальса Грибоедова. Чтец (на фоне музыки):
Два чувства близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Как … пустыня.
И как алтарь без божества.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Музыка смолкает.
Ведущий 2: В Болдине, в старом доме, где обитало несколько поколений “бояр старинных”, особенно легко, естественно ощутить связь времен. “Самостоянье человека”, то есть личная независимость, достоинство, свобода – главные пушкинские идеалы. Он мог поддаваться иллюзиям, страстям, но эти святые идеалы всегда при нем. И он готов за них сражаться.
Звучит музыка А .Вивальди “Времена года” - “Зима”.
Ведущий 1: 23 сентября 1830 год. Пушкин рисует титульный лист. Сверху крупно, уверенно выводит заголовок “Драматические сцены”. Спустя месяц-полтора, уже выбравшись из Болдина, он вдруг найдет в письме к Плетневу название, которое навсегда приживется: “Маленькие трагедии”. Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Над этим размышляет Пушкин. Его интересуют сложные вопросы: человек и народ, судьба человеческая и судьба народная. Изображение страстей, излияния души человеческой всегда ново, всегда занимательно и поучительно. Раскрыть истину страстей, заглянуть в глубь души человеческой - задача, которую решает писатель в своих драматических произведениях болдинской поры. Они удивительны, предельно кратки, в каждой лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.
Звучит музыка А.Вивальди “Зима”
Ведущий: 27 ноября 1830 год. Последние дни в Болдино. Пушкин пишет стихотворение “Для берегов отчизны дальной…”.
Чтец:
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленье страшное разлуки
Мой стон молил не прерывать.
Но ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Ты говорила: “В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим”.
Но вы, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой –
А с ними поцелуй свиданья…
Но жду его: он за тобой.
Ведущий 1. Мелодия сердца – музыка души, не переводимая на человеческий язык, но заключающая в себе целую повесть, завязка которой на земле, а развязка – на небе…В болдинскую осень состояние Пушкина было почти трагическое. Холера стала между ним и невестой, на его пламенные письма она или совсем не отвечала, или отвечала холодно и небрежно. Мрачные предчувствия гнездились в душе поэта. Оттого такая безысходная грусть о безвозвратно ушедшем, вместе с которым уходила и обожаемая им его прекрасная молодость. И все же Пушкин сам был удивлен невероятным урожаем в своем творчестве. Вот как он пишет об этом своему другу Плетневу, вернувшись в Москву…
Пушкин: “Скажу тебе, что я в Болдино писал так, как уже давно не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы “Онегина” - 8 и 9, совсем готовые к печати. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим анонимно. Несколько драматических сцен. Или маленьких трагедий, а именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы”, “ Дон Жуан”. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатал также анонимно. Под моим именем нельзя будет. Булгарин заругается”.
Ведущий 2. Не назвал поэт еще “Сказку о попе и работнике его Балде”, неоконченную “Сказку о медведихе”, “Историю села Горюхина”, также критические статьи, которыми думал отозваться на мелкую критику. Болдинский период поражает воображение и поистине велик! В этом уголке нижегородской земли поэт нашел то, что искала его душа – “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”, нашел тишину и творческое одиночество, земную красоту и царствие небесное, о котором он так мечтал, здесь житейские невзгоды обращались небесными творениями.
Ведущие (друг за другом):
1. Пушкин бесконечно дорого человечеству не только своими творениями, но и страстным стремлением ко всему доброму, к раскрепощению души человека от разных пут, которые мешают ему жить во славу творчества.
2. О Пушкине однажды было сказано, что он “наше все”. Подразумевается, что Пушкин представляет собой величайшую и всеобъемлющую нашу ценность.
3. Он укоренен в нашей исторической судьбе, как и она в нем. говорить о Пушкине – почти то же самое, что говорить о России во всех возможных ракурсах.
4. Но если так, то Пушкин заключает в себе источник нашего духовного развития на все времена.
Чтец. (Музыка. Вальс Грибоедова)
Есть загадка в пушкинской судьбе:
Потеряв от искушенья скромность,
Каждый примеряет на себе
Века его краткого огромность.
Легендарный возраст – 37 –
Пушкинским зовут совсем напрасно:
Вспомните дубрав осенних сень –
Жил он и тогда уже не праздно.
Возраст у него, что облака,-
Тают под небесной высотою,
Но сквозь них, далека и близка,
Светится судьба его звездою.
Словно та, полярная. Она
Неспроста зовется путеводной.
Днем и ночью, в дождь и снег видна,
Ярче всех сияя и сегодня.
Звездный возраст, словно звездный свет. -
Вы его попробуйте - измерьте!
Жил, живет и будет жить поэт,
Ибо возраст пушкинский – бессмертье.
В заключении звучит музыка.
Учитель (на фоне музыки): Прошло два столетия, это явление русского духа в облике А.С.Пушкин продолжает очаровывать нас красотой и богатством своей поэзии и остается в благодарной памяти русского человека. В имении Болдино сразу после Великой Отечественной войны, в 1949 году, был открыт государственный литературно-мемориальный музей-заповедник, куда ежегодно приезжают огромное количество людей, чтобы соприкоснуться с той частью России, которая вдохновляла Пушкина в его литературном творчестве.