Программное содержание.
- Проверить умение детей делать звуко-буквенный анализ
- Проверить умение составлять и анализировать схемы предложений.
- Проверить уровень овладения навыком чтения.
- Проверить умение работать в тетради; у доски.
Материал к занятию.
Демонстрационный: Готовая схема звукового анализа слова кошка, кроссворд.
Раздаточный: материал для составления схемы слов, тетради, простые карандаши, карточки для определения места звуков в словах, текст для чтения.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, вы скоро пойдёте в школу. Но, кроме вас, в школу также идут дети группы № 3. И вот, чтобы узнать, готовы ли вы идти в первый класс, ребята предложили выполнить несколько заданий.
Ребята передали мне конверт с заданиями. Вы готовы их выполнить?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, первое задание: Из перепутанных букв вам нужно записать слово и сделать звуко-буквенный анализ.
Например:
КШАКО
1 3 5 4 2Cлово: КОШКА
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.
Образец звуко-буквенного анализа.
В слове кошка два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
Первый звук – К – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Второй звук – О – гласный, ударный; обозначаем красным квадратом;
Третий звук – Ш – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Четвёртый звук – К – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем красным квадратом;
Пятый звук – А – гласный, безударный.
Второе задание: Со словом кошка придумать предложение, записать его графически в тетради.
Один ребёнок работает у доски. Остальные в тетрадях. Можно вызвать ещё 2-3 детей к доске, чтобы они тоже зарисовали и проанализировали свои предложения. Обратить внимание детей на то, что в схемах должны быть обозначены заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.
Физминутка
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Третье задание: Определи место звука Р в словах забор, карандаш, рыба. Найди, где находится звук Л в словах колбаса, лук, стул – раскрась под картинкой нужный кружочек.
(Детям раздаются карточки. На карточках нарисованы рисунки. Под каждым рисунком по три кружочка, обозначающие начало, середину и конец слова.)
Четвёртое задание. Чтение текста.
Г.Снегирёв. Ласточка.
Как прилетят ласточки из-за моря, сразу начинают строить гнёзда.
Лепят ласточки своё гнездо из речной глины или просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят – строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая – ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.
Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.
Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.
Дети читают по 1-2 предложению по цепочке, чтобы была возможность прочитать текст всем детям.
Пятое задание: Отгадать пять загадок и решить кроссворд.
1. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)2. Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)3. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)4. Он пускается в проказы,
Затевает сто затей,
Рассмешить умеет сразу
Всех – и взрослых, и детей.
Ты, конечно, знаешь, кто он –
Цирковой весёлый …. (Клоун)5. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)
Кроссворд заполняется таким образом, чтобы в середине получилось слово школа.
МА Ш ина
улит К а
сам О лёт
к Л оун
соб А ка
Воспитатель: Молодцы! Вы успешно выполнили все задания, и доказали, что готовы идти в школу.