Итогово-проверочное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Проверить умение детей делать звуко-буквенный анализ
  2. Проверить умение составлять и анализировать схемы предложений.
  3. Проверить уровень овладения навыком чтения.
  4. Проверить умение работать в тетради; у доски.

Материал к занятию.

Демонстрационный: Готовая схема звукового анализа слова кошка, кроссворд.

Раздаточный: материал для составления схемы слов, тетради, простые карандаши, карточки для определения места звуков в словах, текст для чтения.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вы скоро пойдёте в школу. Но, кроме вас, в школу также идут дети группы № 3. И вот, чтобы узнать, готовы ли вы идти в первый класс, ребята предложили выполнить несколько заданий.

Ребята передали мне конверт с заданиями. Вы готовы их выполнить?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, первое задание: Из перепутанных букв вам нужно записать слово и сделать звуко-буквенный анализ.

Например:

КШАКО
1 3 5 4 2

Cлово: КОШКА

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

Образец звуко-буквенного анализа.

В слове кошка два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:

Первый звук – К – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – О – гласный, ударный; обозначаем красным квадратом;

Третий звук – Ш – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем синим квадратом;

Четвёртый звук – К – согласный, глухой, твёрдый; обозначаем красным квадратом;

Пятый звук – А – гласный, безударный.

Второе задание: Со словом кошка придумать предложение, записать его графически в тетради.

Один ребёнок работает у доски. Остальные в тетрадях. Можно вызвать ещё 2-3 детей к доске, чтобы они тоже зарисовали и проанализировали свои предложения. Обратить внимание детей на то, что в схемах должны быть обозначены заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения.

Физминутка

Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.

Третье задание: Определи место звука Р в словах забор, карандаш, рыба. Найди, где находится звук Л в словах колбаса, лук, стул – раскрась под картинкой нужный кружочек.

(Детям раздаются карточки. На карточках нарисованы рисунки. Под каждым рисунком по три кружочка, обозначающие начало, середину и конец слова.)

Четвёртое задание. Чтение текста.

Г.Снегирёв. Ласточка.

Как прилетят ласточки из-за моря, сразу начинают строить гнёзда.

Лепят ласточки своё гнездо из речной глины или просто из грязи. С рассвета до вечера с щебетом летают ласточки, носят в клювиках глину и лепят, лепят – строят гнездо. Вот уж и готов глиняный шар под крышей сарая – ласточкино гнездо. Изнутри выстилает его ласточка мягкими травинками, конским волосом, пёрышками.

Как выведутся птенцы, с утра до вечера летает ласточка над рекой и над полем, ловит насекомых, выкармливает птенчиков.

Вырастут молодые ласточки и покинут гнездо, скоро пора в дальний путь собираться, за моря, в тёплые страны.

Дети читают по 1-2 предложению по цепочке, чтобы была возможность прочитать текст всем детям.

Пятое задание: Отгадать пять загадок и решить кроссворд.

1. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)

2. Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка)

3. Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолёт)

4. Он пускается в проказы,
Затевает сто затей,
Рассмешить умеет сразу
Всех – и взрослых, и детей.
Ты, конечно, знаешь, кто он –
Цирковой весёлый …. (Клоун)

5. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)

Кроссворд заполняется таким образом, чтобы в середине получилось слово школа.

МА Ш ина
улит К а
  сам О лёт
     к Л оун
  соб А ка

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно выполнили все задания, и доказали, что готовы идти в школу.