Занятие по развитию речи "Экспедиция юных тележурналистов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Способствовать повышению речевой активности детей в роли «тележурналистов», учить строить высказывания типа рассуждений о животных жарких стран; высказываться в контексте темы занятия.
  2. Расширять знания и естественно-научные представления о повадках и внешнем виде животных природной зоны: джунглей, саванны.

Развивающие задачи:

  1. Развивать интерес к живой природе Африканского континента.
  2. Формировать навыки диалогической речи в предлагаемой на занятии ситуации общения.
  3. Развивать способность слушать другого; следить за ходом мыслей партнёра по общению, вступать с ним в речевой контакт; формировать умение выстраивать свои собственные мысли.

Воспитательные задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки детей: работать в группе по подготовке передачи «Планета животных».
  2. Воспитывать любознательность, навыки сотрудничества.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи; умение принимать участие в групповом разговоре.
  2. Активизировать словарь по лексической теме «животные жарких стран»; упражнять в образовании сложных слов: длинноногий, длинношеий, высокорослый.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, телевизионный канал «Планета животных» готовит передачу о необычных животных жарких стран. Журналистам нужны помощники, которые смогли бы отправиться в Африку и собрать интересный материал для передачи и конечно же взять интервью и сделать фотографии экзотических животных.

Вы согласны? Значит, берем с собой фотоаппарат, видеокамеру и блокнот с ручкой.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем же мы туда сможем добраться? (Рассуждения детей.) Согласна, можно и на самолете, и на поезде, и на машине. А давайте посмотрим на карту – где же расположена Африка? Что окружает ее со всех сторон? Вот нам и подсказка, конечно на корабле. Готовы к путешествию?

Африка, Африка,
Волшебная страна!
Поедем вместе в Африку
И ты, и он, и я!

Воспитатель: А теперь в путь!

Глазки закрываются,
Корабль отправляется.
Наш корабль плывет,
В Африку спешит народ.

Психогимнастика (сопровождение музыкой – шум волн, крики птиц) качаемся на волнах, попадаем в шторм, волна выбросила нас на берег моря.

Воспитатель: Для путешествия по Африке нам нужна особая сила, эту силу дает нам вода. Вслушайтесь в шум прибоя и «наполните себя волшебной силой». Вот мы и на месте. Как здесь жарко. Кругом один песок – что же это за место? (Африка, пустыня Сахара.) Самая большая пустыня мира и, по-моему, я вижу миражи. Кого-то эти миражи мне напоминают, а вам нет?

Игровое упражнение «Чей силуэт».

Дети рассказывают, чей силуэт ближе к ним, дальше, справа и слева от них; образование притяжательных прилагательных.

Воспитатель: Нам нужно взять интервью у животных Африки. Для этого нам нужно их отыскать. Может миражи нам в этом и помогут. Ведь мираж – это зеркальное отражение существующего животного. Давайте и отправимся к самому ближнему и попробуем отыскать бегемота. (Подходим.) Ребята, а где же он? Что-то не видно. Посмотрите, здесь кроссворд. Может, если его разгадаем, то и узнаем, где найти бегемота.

Разгадывание кроссворда.

  1. Чьи лапы – тигриные.
  2. Чей хвост – крокодильи.
  3. Чьи горбы – верблюжьи.

Воспитатель: Что за слово получилось? Река – вот, оказывается, где его надо искать, в реке. Интересно, а почему он там сидит? (Рассуждения детей – у бегемота с кожи быстро испаряется вода, и он может погибнуть, поэтому он весь день сидит в воде и только поздно вечером выходит пастись, он травоядный.)

Воспитатель: Вот и река – место обитания бегемота.

Давайте возьмем у него интервью.

Разыгрывание диалога.

Журналист:

Бегемот, бегемот,
Как отрастил такой живот?

Бегемот:

Я питаюсь травой,
Вкусной, сочной, луговой.

Журналист: А зачем тебе водица?

Бегемот: Чтобы от жары укрыться.

Журналист: Ты такой большой

Бегемот:

Хоть я и большой,
Но совсем не злой.

Воспитатель: Думаю, хороший мы сняли материал про бегемота, давайте поблагодарим его и продолжим путь. Вон кто-то сидит под банановым деревом и кажется, грустит. Ой, да это же слоненок. Давайте подойдем и узнаем, может ему помощь нужна?

Диалог-интервьюирование.

Журналист:

Ты, слоненок, что грустишь
И под деревом сидишь?

Слон:

Очень хочется бананов,
Но висят так высоко.
Я залезть не раз пытался,
Ничего не помогло.

Журналист:

Ты же ведь не обезьяна
Чтоб на дерево забраться.

Слон:

Все равно буду пытаться
Ведь бананы я люблю.

Воспитатель: Да, ребята, слоненку точно нужна помощь. Я думаю, ему надо подсказать, как он может достать свои любимые бананы, не забираясь на дерево. (Рассуждения детей: конечно, хоботом, ведь он для слона, как рука, которой он ловко управляет.)

Воспитатель: А что ещё примечательного мы отметим в своём телерепортаже о хоботе слона? (Захватывает пищу; пьёт и обливается водой, когда жарко; осыпает себя пылью, чтобы не кусали насекомые; обороняется от врагов.)

Воспитатель: Итак, про слона репортаж отсняли и записали. Пока мы не обнаружили следующего обитателя жаркой Африки, я предлагаю сделать весёлый привал. Загадки-шутки любите? Ну, тогда слушайте:

  1. У кого больше лап – и тигра или у жирафа?
  2. Кого больше – слонов или слоновьих ушей?
  3. У кого больше ушей – у слона или у обезьяны?
  4. Чего больше у двух слонов – ушей или ног?

Воспитатель: Здорово я вас запутала? Понравилось? Посмеялись от души! Двигаемся дальше. Впереди – непроходимые джунгли. Не испугались?

Физкультурная минутка «Джунгли».

1. В джунгли мы пришли,
Бегемота там нашли (удивление)
Приседай, приседай,
Бегемота травкой угощай.

2. В джунгли мы пришли,
Крокодила здесь нашли (удивление)
Ты не спи, не зевай,
Пасть пошире открывай (руками – имитация открывающейся пасти).

3. В джунгли мы пришли
И слона нашли (удивление)
Он ушами хлопает (повороты головой)
И ногами топает.

4. В джунгли мы пришли
И жирафа здесь нашли.
На носочки вставай,
Руки вверх поднимай.

Воспитатель: Кто хочет взять интервью у этого высокого, пятнистого животного?

Диалог.

Журналист: Уважаемый жираф, понравилась вам наша зарядка?

Жираф: Замечательная зарядка.

Только после весёлой зарядки
Мне нужно привести себя в порядок.
Помогите мне сорвать цветок
Чтобы хорошо выглядеть я мог.

Журналист: Вот, пожалуйста, возьмите.

Жираф:

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.

Журналист:

Не расстраивайтесь,
За помощью обращайтесь.
Ведь тому, кто так высок
Не легко сорвать цветок.

Воспитатель: Ты, жираф, необычное животное. Тебя ни с кем не спутаешь. Мы готовы тебе высказать свои комплименты.

Игра «Комплименты» (словообразование сложных слов).

  • Длинная шея – длинношеий.
  • Длинные ноги – длинноногий.
  • Высокий рост – высокорослый.

Воспитатель: Я думаю, что в нашей передаче телезрителям будет интересно узнать, как же при таком росте жираф рвёт траву и пьёт воду? Кто готов вести репортаж? (Жираф широко расставляет и сгибает передние ноги, так он становится ниже ростом.)

Воспитатель: Наше путешествие, ребята, подошло к концу. Мы повстречали много интересных животных, взяли у них интервью, сфотографировали их. Пора возвращаться домой и готовить нашу передачу к просмотру.

До свидания, Африка,
Волшебная страна!
Здесь было интересно,
Прекрасно и чудесно,
Но нам домой пора!
Глазки закрываются,
Корабль наш отправляется.
Наш корабль плывёт вперёд,
В детский сад спешит народ.
Раз, два, три – вот и дома мы!

Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте откроем сайт телевидения и посмотрим, какой материал уже отснят другими экспедициями, и что отсняли мы.

Под музыку передачи «В мире животных» просматриваем слайды с животными. Воспитатель предлагает детям добавить любопытные факты для каждого видеокадра с животными: бегемот, тигр, слон, верблюд, жираф, крокодил.

Воспитатель: Ребята, я как руководитель нашей экспедиции, за участие в создании телепередачи «Планета животных» присваиваю вам звание «Юный тележурналист» .

Благодарю за проделанную работу.