Оборудование: разрезные картинки, познакомиться с описанием стилей педагогической деятельности, утверждения поведенческих установок, бутылочка, печатный материал для педагогов.
Введение.
Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.
Урок – это временной процесс, состоящий из 40 минут времени. Ощущение учителем временных рамок урока - залог успеха протекания данного процесса. В классическом уроке существуют определенные временные этапы. Данная проблема относится к методике преподавания предмета и нами не затрагивается.
Упражнение 1. «Минута времени»
Цель: осознание временных границ и своего отношения к ним.
Участники разбиваются на пары: один испытатель, другой - помощник испытателя.
Испытатель пытается ощутить 1 минуту времени, а помощник определяет неточности ощущения испытателя.
Тот, кто уложился за минуту, тот живет в реалиях жизни. Другие должны обратить внимание на временные границы своего урока, более четко планировать и отслеживать время и его наполненность на уроке, а также чем заняты в это время дети.
Основная часть.
В работе учителя важной проблемой является порядок на уроке, т.е. вопросы дисциплины. Так как урок – это субъектные отношения учителя и учеников, то они зависят от философии учителя в вопросах дисциплины.
Упражнение 2 . Ассоциации
Цель: активизировать понимание участников по проблеме дисциплины.
ДИСЦИПЛИНА – ЭТО……
-Почему у одних педагогов не встает вопрос с дисциплиной, а у др…..?
– Какие стили педагогической деятельности тут присутствуют? (приложение 1) Презентация. (Слайд №1-4)
ДИАГНОСТИКА стиля педагогической деятельности.
Если у вас большое количество ответов
«А»
«Б»
Упражнение 3. Стили педагогического общения
Цель: выявить наиболее эффективный стиль педагогического общения.
Разбить участников на 3 группы (разрезные картинки (приложение 4), познакомиться с описанием стилей педагогической деятельности (авторитарный, либеральный, демократический), выбрать из предложенных утверждений поведенческие установки, соответствующие данному стилю (игра бутылочка)
- Какой из стилей наиболее эффективный на ваш взгляд и почему?
- Влияет ли стиль общения учителя начальной школы на эффективность учебной деятельности в среднем звене?
- Влияет ли разность стилей общения учителя нач. школы и педагога среднего звена на дисциплину?
Упражнение 4 . Мозговой штурм
Отследить поведение учащихся и их эмоциональную реакцию на воздействия педагога. (мозговой штурм по 3 группам: вы -либералы ( к вам пришли дети от демократа, авторитара, либерала и т.д.), вы - демократы, вы – авторитары).
Таким образом, стиль педагогической деятельности непосредственно влияет на поведение ребенка. Давайте попробуем, используя предложенные ситуации, четко описать, что делает ученик в каждой проблемной ситуации.
Упражнение 5. Разыгрывание проблемных ситуаций (приложение 2)
Цель: научиться отслеживать и описывать поведение ученика.
Изобразить плохое поведение ученика на уроке (предложить участникам ситуации для показа)
Например:
- Учитель объясняет материал, а ученик разговаривает в это время.
- Учитель просит выйти ученика к доске, а он отказывается выйти.
- Учитель слушает ответ у доски, а ученик с места выкрикивает.
- Как же строить конструктивное взаимодействие с учеником на уроке?
Презентация (Слайд № 4- до последнего) и печатный материал для педагогов. (приложение1 и приложение 3)
Заключение
Сегодня на занятии мы говорили о «плохом» поведении ребенка на уроке, рассмотрели от чего это зависит, показали, что конструктивные партнерские отношения между учителем и школьником являются гарантом дисциплины на уроке.
Недостаточно, чтобы воспитание только не испортило нас, - нужно, чтобы оно изменило нас к лучшему.
М.Монтень