Целевая группа: учащиеся 4 класса.
Цели:
- предоставить детям возможность задуматься о будущем, попытаться сконструировать его, обсудить возможные варианты будущего;
- помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;
- ввести понятие «жизненный выбор».
Организация рабочих мест учащихся: малые группы.
Дополнительные материалы к занятию: рисунки учащихся на тему «Я в будущем», бланк с вопросами к упражнению «Интервью», «Ромашка мечтаний» – в будущем Я…
Ход занятия
Психолог: Ребята, сегодня тема нашего занятия «Мое будущее».
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему.
Мы с вами на прошлом занятии говорили о том, что мы изменяемся.
Какие изменения с вами происходят? (заслушиваются ответы детей)
Да, правильно, вы растете, развиваетесь.
Сегодня мы поговорим с вами о будущем. Что же такое будущее? (фронтальный опрос)
1. Упражнение «Ассоциации»
Психолог: Ребята, а какие мысли, образы, слова возникают у вас, когда вы слышите слово «будущее». Пожалуйста. Я назову имя первого участника этого упражнения, он называет свою ассоциацию, а затем имя того одноклассника, которого он хочет послушать дальше.
2. Упражнение «Взрослое имя»
Визуализация (музыкальное сопровождение)
Психолог: Сейчас примите удобное положение, закройте глаза.
Представьте себе, что вы уже взрослые.
Как вы выглядите?
Как вы себя ведете?
Как обращаются к вам окружающие? Наверное, по имени отчеству?
Понаблюдайте, что происходит?
Потихоньку возвращайтесь в класс. Молодцы.
Задание: Походить по классу как взрослый, подать руку однокласснику и представиться.
Все желающие выполняют это задание.
Фронтальный опрос: Понравилось ли быть в роли взрослого? Почему?
3. Упражнение: «Интервью»
Психолог: Следующее задание, ребята, называется «Интервью».
Что такое интервью? Кто желает сказать? (заслушиваются ответы).
Предлагаю вам сейчас продемонстрировать интервью на тему «Я в будущем»
Нам нужен интервьюер, тот, кто будет брать интервью. У него уже подготовлены заранее вопросы.
Обращаясь по имени отчеству нужно взять интервью у желающих.
Узнать
- Кем работает?
- Чем именно занимается на работе?
- Как ему удалось этого добиться?
- Как научился своей профессии?
Можно добавить вопросы от себя
Дается возможность представителям каждой подгруппы.
Молодцы. Активно работали.
Психолог: Сейчас я хотела бы спросить вас, что означает фраза: «Без настоящего нет будущего»? (заслушиваются ответы учащихся).
Вывод: Чтобы получить какой- то результат в будущем, что-то нужно делать уже сейчас.
4. Задание «Продолжи…»
Психолог: В тетрадях запишите и продолжите фразу
В будущем я …, поэтому уже сейчас …
Кто готов поделиться тем, что у него получилось?
5. Упражнение «Профессии»
Психолог: Ребята, сейчас я предлагаю вам немного посоревноваться. Нужно называть профессии на последнюю букву слова. Выигрывает та группа, которая назовет больше профессий.
Я начну, например – бухгалтер….
Психолог: Мы продолжаем путешествовать по будущему.
Вы стали взрослыми. Профессия уже есть. А что еще есть у человека во взрослой жизни?
Фронтальный опрос:
- У вас есть семья? Какая она?
- Любите ли вы своих детей?
- Как они учатся?
- Каковы их успехи?
- Как вы проводите свободное время?
Психолог: Вот и подошло к концу наше занятие-путешествие.
Мы сегодня побывали в будущем. Увидели, какими мы можем стать, кем работать, как отдыхать, чего добиться.
У вас на партах лежат лепестки, на доске у нас ромашка.
Обычно принято отрывать лепестки у ромашки, таким образом, гадая, сбудется желание или нет.
А мы сейчас наоборот наполним ромашку нашими взглядами в будущее.
На лепестках написано:
Когда я вырасту, Я ….. Продолжите, пожалуйста, эту фразу.
Подпишите на обратной стороне и прикрепите свой лепесток к ромашке.
Вот такая «ромашка будущего» у нас сегодня получилась.
Ребята, наше будущее начинается в настоящем! У вас есть возможность, став взрослыми, узнать сбылись ли ваши сегодняшние желания.
Занятие окончено. Спасибо за работу.
Всего доброго.