Цели занятия.
1. Формировать фонематический слух:
- закреплять понятие “гласные звуки”;
- знакомить со звуками “Б”, “Бь”, закреплять их правильное произношение;
- тренировать навыки звуко-слогового анализа слов.
2. Дифференцировать понятия “звук”, и “буква”.
3. Познакомить с буквой Б.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Воспитывать чувство коллективизма.
Ход занятия
I. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Сегодня, ребята, нас ждет сказка.
Слайд 1
Садитесь передо мной, слушайте сказку. Помогать мне будут ваши язычки.
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил был царь – стороны той государь.
Был у него конь вороной.
Конь копытом бьёт, царя в путь зовёт. / “Лошадка”/
Объезжает царь на коне владенья свои.
А во дворце за большим забором / “Заборчик”/
Его дочка ждет
Славная Царевна-несмеяна.
У окна сидит, золотой нитью вышивает. / “Окошко”/
Иглой махнет – грибок вышьет. / “Грибок”/
Еще махнет, второй получится.
Вышила три гриба.
Но Царевна-несмеяна все больше грустит и плачет.
– А-а-а! – О-о-о!
Её под ручки схватили, на качели усадили. /
“Качели”/
Взлетела она выше ели!
– Не смешно!
Схватили скоморохи гармошки / “Гармошка”/
И в пляс пошли.
– Грустно!
Заиграли на барабанах: –Д-д-да, / “Барабанщики”/
– Громко!
Заиграли тихо: – Д-д-д!
– Не слышу!
Заиграли громче: –Д-д-Д!
Не смешно!
Стол накрыли, всех пригласили. / “Блюдце -
чашечка-ложеча”/
– Грустно!
Положили конфеты за щеки / Конфетка”/
И рожицы состроили.
Рассмеялась царевна.
Получилась сказка о Царевне-Несмеяне. Каких ещё персонажей сказок вы знаете?
Послушайте музыку и угадайте сказочного героя.
Слайд 2
Логопед: У отца он мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Любит всё ж папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
И зовется?
Дети: Буратино!
Логопед: Всюду нос сует он длинный,
Вот только в школу он, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней не знаю я!
Слайд 3
Логопед: Поможем, ребята, Буратино разобраться с этой книгой.
Посмотрим, что за азбука такая, непростая.
Какие красивые в ней картинки.
II. Повторение гласных.
Слайд 4
Логопед: Назовите буквы.
Логопед: Как мы называем эти звуки? /Гласные звуки/
Логопед: Ещё раз назовите первый звук, последний.
Игра “Запретный звук”
В круг скорее вы вставайте.
Нужно угадать звук по артикуляции и назвать. Звук “У” нельзя произносить. Вместо него два раза хлопаем.
III. Выделение твердых и мягких согласных в словах.
Давайте посмотрим следующую страницу.
Слайд 5
Логопед: Похоже на семафор? Ребята, давайте расскажем, что мы обозначаем такими кругами.
Логопед показывает красный круг.
Дети: Красный семафор горит, значит, путь во
рту открыт.
Нет преграды на пути – гласный звук ты назови.
Логопед: Ребята, давайте проверим. Вы запомнили гласные звуки? Назовите их.
Логопед показывает синий круг.
Дети: Синий семафор горит, значит, путь во рту
закрыт.
Есть преграда на пути – согласный твёрдый
назови.
Логопед: Посмотрите на игрушки.
Зебра, кукла, мяч, динозаврик, пчела, кот, собака, матрёшка, медведь, олень, крокодил
Назовите те игрушки, в названии которых последний звук согласный твёрдый.
Логопед: Что мы обозначаем зелёным кругом.
Дети: Зелёный семафор горит, значит, путь во
рту закрыт.
Есть преграда на пути – язычок как склон горы.
Согласный мягкий назови.
Логопед: Теперь назовите те игрушки, в названии которых первый звук согласный мягкий.
Теперь можно перевернуть Слайд азбуки.
IV. Знакомство с буквой Б и звуками “Б”, “Бь”.
Слайд 6
Логопед: Эта буква очень даже близкая Буратино. Вы, ребята, догадались почему? /Первая буква в имени /
Давайте познакомимся с буквой Б.
Логопед: *Сможете ли вы сами сказать, какие звуки обозначает эта буква? /“Б”, “Бь” /
Звук “Б” согласный твёрдый, звонкий.
Звук “Бь” согласный мягкий, звонкий.
Скажите, какие органы артикуляции создают препятствие на пути воз душной струи? /Губы/
Какие ещё органы артикуляции участвуют в образовании звуков? / Голосовые связки /
*Послушайте стихотворение, выделите хлопком звуки “Б”, “Бь”.
Бегемотик обгоняет
На площадке барсука.
Ловко, прыгнув, он бросает
Мяч в кольцо издалека.
Логопед: Про кого это стихотворение? / Про бегемотика и барсука /
Выделите первые звуки в словах. / “Бь”, “Б” /
V. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Я знаю стихотворение, его написал друг Буратино Пьеро.
Прочитаю его вам и мы поиграем с пальчиками.
Буратино к вам пришел.
Букву новую нашел.
Букву будем изучать,
Штриховать, украшать.
В книгах быстро узнавать.
И со звуками играть.
Индивид. таблички.
Логопед: * На столах лежат листы. Возьмите и рассмотрите их.
Какие звуки обозначает буква? Закрасьте круги соответствующим цветом.
Обведите букву синим карандашом.
Заштрихуйте её зеленым карандашом.
Обведите картинки, которые начинаются со звука “Б” синим карандашом, а те, которые начинаются со звука “Бь” - зелёным.
*Потренируем язычок – проговорим чистоговорки.
Разделитесь на две команды.
1 команда повторяет слоги с твердым звуком “Б”,
2 команда – с мягким звуком “Бь”
Логопед: Посмотрим, какая команда самая внимательная и дружная.
Ба-ба-ба – балалайка, поиграй-ка!
Бя-бя-бя – веселить будем тебя!
Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу,
Бе-бе-бе – он играет на трубе!
Бя-бя-бя- - трубы трубят,
Бу-бу-бу – они будят ребят!
Бу-бу-бу – бубны бубнят,
Бю-бю-бю – блюдца звенят!
VI. Физкультминутка.
Логопед: Это ноты. Они обозначают музыкальные звуки. Страничка зовет танцевать.
Слайд 7
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки он как зонт раскрыл.
Нас на танец пригласил.
VII. Слоговой анализ слов.
Логопед: Пора посмотреть. Что в азбуке дальше будет.
Слайд 8
Логопед: Ведь проще нет задачи, слова на слоги разделить.
Назовите героев сказок. Сколько слогов в каждом имени?
Назовите героев, в именах которых есть звуки “Б” или “Бь”.
VIII. Звуко-слоговой анализ слов.
Логопед: Вот и следующая страница.
Слайд 9
Логопед: На столе Слайд со схемами. Соедините схему с подходящей картинкой.
Индивид. таблички.
IX. Итог занятия.
Логопед: Посмотрим, что ещё нам азбука предложит.
Слайд 10
Логопед: Ребята, мне кажется, здесь зашифровано слово. Чтобы его прочитать нужно выделить первые звуки в словах.
Ребята читают слово “азбука”.
Логопед: Можно сказать, что мы нашли ключик, который искал Буратино.
Слайд 11
Спасибо, ребята, вы молодцы! Всё можно понять и выучить.
Очень хорошая азбука. Она помогла нам познакомиться с новыми звуками.
Наша сказка закончилась.