Пояснительная записка
Цели: создание условий для социального становления и развития личности, формирование экологической грамотности и культуры школьника через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.
Задачи:
- Создание концепции экологизации образования в условиях сельской школы.
- Формирование активной позиции детей, подростков и родителей в области охраны окружающей среды.
- Формирование осознанно-бережного отношения в суждениях, поступках ко всему, что окружает детей.
- Приобщение детей, подростков и населения к благоустройству села.
- Формирование нравственной экологической позиции личности.
- Разработка новых форм исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении.
- Включение родителей в экологическое движение, экологически-ориентированную деятельность.
Актуальность программы:
- Отвечает требованиям учебно-воспитательного процесса.
- Затрагивает широкий спектр проблем жизни школьников.
- Материалы практических действий ориентированы на каждого учащегося.
- Учит применять знания на практике.
- Использует эффективные методы обучения.
- Обучает учащихся навыкам межличностных и внутриличностных отношений.
- Объединяет в себе широкий спектр междисциплинарных и внеклассных занятий, в которых принимают участие учащиеся, родители, жители села, общественность, персонал медработников, школьной столовой, учителя.
Программа по экологическому воспитанию и образованию учащихся школы построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды с внедрением новых инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Структура и содержание программы определены с учетом остроты и глобальности экологических проблем в современном мире.
Направления:
- Познавательное.
- Природоохранное.
- Здоровьесберегающее.
- Научно-исследовательское.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступности для учащихся.
В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также внося свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.
Компоненты программы:
- Учебная программа.
- Научно-исследовательская программа.
- Методическая работа.
- Оздоровительные мероприятия.
- Медицинский контроль.
- Внеклассные мероприятия.
- Оценка программы.
Предполагаемый результат деятельности:
- Изучение богатства природного наследия.
- Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
- Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
- Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости.
- Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
- Воспитание экологической культуры.
- Активная позиция детей, родителей в области охраны окружающей среды.
Сроки реализации программы: один год.
Направления программы
Познавательное направление
Сентябрь
- Обновление и оформление Уголков здоровья в классных кабинетах и в школе.
- Экскурсии на природу «Вот и осень к нам пришла».
- Знакомство и изучение осенних природных явлений, сбор гербария, оформление коллекций, фотовыставка.
- Книжная выставка «Взаимодействие человека с природной средой».
- Масштабы воздействия человека на природу. Здоровье и окружающая среда. Как защитить природу.
- Урок по обществознанию в 8 классе «Человек, природа, общество».
- Взаимодействие природы и человека. Вмешательство человека в природные процессы. Экологические проблемы. Составление буклетов «Правила поведения на природе», «Берегите нашу природу».
Октябрь
- Посещение Елабужского эколого-биологического центра и Национального парка «Нижняя Кама».
- Знакомство с экспонатами выставки животного и растительного мира родного края.
- Лекция на тему «Целительная флора».
- Изучение литературы по фитотерапии. Применение витаминных чаев для профилактики гриппа и простуды.
- День заповедников и национальных парков.
- Привлечение населения села Лекарево и деревни Армалы к Национальному парку «Нижняя Кама» как к природному и культурному достоянию.
- Акция «Птицы» (осенний этап).
- Участие во Всемирных Днях Наблюдений Птиц. Заполнение анкеты по учету птиц. Проведение конкурсов рисунков «Наши пернатые друзья».
Ноябрь
- Выставка книг «Нет наркотикам!».
- Конференция на английском языке «Поможем Планете быть чистой».
- Экология. Защита окружающей среды. Здоровый образ жизни.
- Проведение экологического утренника в детском саду д. Армалы «Мои домашние питомцы».
- Знакомство детей с домашними животными, их повадками. Правила ухода за домашними животными.
Декабрь
- Экскурсия на природу «Зимушка-Зима».
- Знакомство и изучение природных явлений в зимнее время года.
- Викторина «Человек и природа в лирике А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Заболоцкого.
- Сравнить место человека и природы в лирике поэтов. Знакомство со стихами поэтов, не изучаемые в школьной программе.
- Беседа на экологическую тему в начальной школе «Где красота – там доброта».
Январь
- Экологическое лото «Эти забавные животные» в начальной школе.
- Знакомство с животными различных материков. Изучение среды их обитания и жизнедеятельности.
- Устный журнал «Знай и люби родную природу».
- Животный и растительный мир Елабужского района. Водные ресурсы родного края. Экологические проблемы, связанные с нефтедобычей.
Февраль
- 2 февраля – День водно-болотных угодий.
- Знакомство с Конвенцией о сохранении и рациональном использовании водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.
- Классный час «Берегите землю! Берегите…» (среднее звено).
- Показать красоту земли, ее таинственность, загадочность. Экологические проблемы, связанные с загрязнением литосферы.
- Урок-игра «Экологические аспекты минеральных удобрений (9 кл.).
- Экологические аспекты использования минеральных удобрений. Позитивные и негативные стороны применения их в сельском хозяйстве и в быту.
Март
- КТД «Мир вокруг нас».
- Знакомство с фауной родного края. Цветы в легендах и преданиях. Конкурс компьютерных презентаций.
- 22 марта – Всемирный день воды.
- Конференция «Вода – источник жизни»
- Вода – как самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете.
- Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на земле – фотосинтезе.
- Выставка книг «Сохраним леса России».
- Изучение законодательства по охране окружающей природной среды.
- Конституция РФ, Конституция РТ, закон РФ и РТ «Об охране окружающей природной среды».
Апрель
- 1 апреля – День птиц.
- КВН «Птичьи разговоры».
- Изучение многообразия птиц. Птицы в Красной книге. Птицы, исчезнувшие с лица Земли.
- Конкурс стихотворений «Природа в поэзии».
- Чтение стихотворений на татарском, русском и английском языках. Отражение природы в стихах поэтов XIX и XX вв.
- 22 апреля – День Земли. Литературно-музыкальная композиция «Я – человек! Я посредине мира».
- Демонстрация видеофильма «Русский лес» и отрывков из фильма о разливах нефти, пожарах, вырубках лесов. Защита компьютерных презентаций членов экологического кружка.
- Лекторий «Чайки и крачки Прикамья».
- Чайки – признанные мастера полета. Чайки и крачки на водоемах Елабужского района.
Май
- Конференция «Природные ресурсы и их рациональное использование».
- Потребление атмосферного воздуха. Потребление воды в РТ. Минеральные ресурсы и их рациональное использование. Безотходное производство.
Июнь
- 5 июня – Всемирный день окружающей среды. Устный журнал «Наша чистая Планета».
- «Легкие» планеты – леса. «Шрамы» на теле Земли – асфальтовые дороги. «Гнойники» на теле Земли – свалки.
- Работа по плану пришкольного лагеря.
Природоохранное направление
Сентябрь
- Акция «Очистим планету от мусора».
- Проведение субботников и средников по очистке от мусора территории школы и села. Привлечение населения к уборке территорий около своего дома.
- Начало акции «Птицы» (осенний этап).
- Заполнение анкет по учету птиц, проведение конкурсов.
- 16 сентября – день борьбы за защиту озонового слоя.
- Пресс – конференция, посвященная этой дате. Выпуск листовок. Озоносфера – важнейшая часть атмосферы. Конвенция 1985г. по охране озонового слоя.
Октябрь
- Озеленение школы.
- Посадка кустарников и деревьев.
- 4 октября – день защиты животных.
- Устный журнал (1-5кл.) «Братья наши меньшие».
- Утренник в детском саду д. Армалы «Терем, теремок, кто в тереме живет?».
- Проведение конкурсов, загадок, игр.
- Читательская конференция 9-11 кл. по стихам С.Есенина «Закружилась листва золотая».
- Организация просветительских мероприятий с населением с. Лекарево и д. Армалы. Выпуск и распространение листовок. Беседа в сельской библиотеке о сохранности и использовании родников.
- Сбор семян для подкормки птиц зимой.
Ноябрь
- Изготовление кормушек для птиц.
- Участие во Всемирных Днях Наблюдений птиц.
- Заполнение анкет. Подведение итогов.
Декабрь
- Акция «Внимание – ель».
- Конкурс листовок, рисунков, плакатов о защите елочки. Конкурс экибаны «Новый год без елочки». Праздничная раздача лапника населению.
- Изготовление и развешивание кормушек.
Январь
- Зимняя подкормка птиц и учет зимних птиц.
- Устный журнал «Зимушка-Зима» (1-4 кл.).
- Растения и животные зимой.
- Внеклассное мероприятие по географии (среднее звено) «Спор четырех сестер».
- Гидросфера. Литосфера. Биосфера. Атмосфера.
Февраль
- Подкормка птиц.
- Фотовыставка в библиотеке «Родные просторы».
- Круглый стол на тему: «Глобальные и региональные экологические проблемы».
- Рост численности населения Земли. Усиление парникового эффекта. Демографический взрыв.
Март
- Выпуск листовок «Наша спутница – вода» (5-11 кл.).
- Выставка книг «Сохраним леса России».
- Литературный вечер «Тихая моя Родина».
- Знакомство со стихотворениями русских поэтов о Родине и природе.
- Конкурс скворечников.
- Интервью среди населения Лекарева, Армалов и Малореченска «Что я знаю об экологических проблемах».
Апрель
- Акция «Первоцвет».
- Охрана первоцветов, занесенных в Красную книгу. Конкурс рисунков «Первоцвет».
- Акция «Здоровый лес».
- Экодесант в Мортовское лесничество.
- Акция «Дым в лесу».
- Выпуск листовок, запрещающих разводить костры в лесу и лесопосадках.
- 1 апреля – День птиц.
- Участие в наблюдениях по прилету птиц, заполнение анкет. Конкурс рисунков «Птицы родного края».
Май
- Акция «Белая береза».
- Привлечение внимания населения к необходимости сохранения березы в период сокодвижения. Распространение листовок. Патрулирование.
- Конкурс рисунков на асфальте «Живи, первоцвет!».
- Акция «Тише, птицы на гнездах».
- Защита и охрана птиц в период кладки и высиживания птенцов. Изготовление и распространение листовок, буклетов. Проведение бесед, лекций.
- Акция «Приведем в порядок Землю».
- Проведение субботников и средников по очистке территории села, школы.
Июнь
- Акция «Живи, родник!».
- Очистка и обустройство родников с. Лекарево и д. Армалы.
- Акция «Муравейник».
- Привлечение внимания к охране и защите муравьев. Огораживание муравейников.
- Составление экологического атласа села Лекарево.
- Месторасположение родников, р. Анзирки. Искусственный водоем. Лекаревский лес.
- Экологическая тропа.
- Изучение флоры и фауны родной местности.
Здоровьесберегающее направление
Сентябрь
- Профилактический медосмотр педагогов и работников школы.
- Осенний кросс учащихся 1-11 классов.
- 12 сентября – День безопасности ребенка.
- Проведение бесед, игр, соревнований по ПДД, по пожарной безопасности, по детскому травматизму.
- 27 сентября – День туризма.
- КТД «Робинзонада».
- Проведение анкетирования с целью выявления у учащихся отношения к вредным привычкам.
Октябрь
- Медосмотр детей. Выявление заболеваний. Заполнение листков здоровья.
- Флюорографический осмотр детей.
- Заполнение мониторинга по заболеваниям детей.
Ноябрь
- 20 ноября – международный день отказа от курения.
- Классные часы «Губительная сигарета» (1-4 кл.), «Вся правда о курении» (5-11 кл.). Выпуск листовок, стенгазет «Мы говорим, НЕТ!». Конкурс компьютерных презентаций «Суд над сигаретой».
- Проведение вакцинации против гриппа.
Декабрь
- 1 декабря – День борьбы со СПИДом.
- Проведение бесед.
- Видео лекторий для родителей на основе фильма «Антинаркотический всеобуч для родителей».
- Беседа с фельдшером ФАП «Профилактика гриппа и простудных заболеваний».
Январь
- Поход на лыжах в зимний лес во время зимних каникул.
- Игры на свежем воздухе.
- Веселые старты.
Февраль
- Посещение кабинета «Планирования семьи» женской консультации ЕГП (девушки 7-11 кл.).
- Родительский лекторий «Отец и сын: как уберечься от вредных привычек».
Март
- 1 марта – День борьбы с наркоманией.
- Пресс-конференция «Наркотики – жизнь или смерть?».
- Беседа с фельдшером ФАП «Влияние алкоголя и табака на здоровье детского организма».
Апрель
- 7 апреля – Всероссийский День Здоровья.
- Проведение классных часов, открытых внеклассных мероприятий, беседы, конкурс компьютерных презентаций «Здоровый образ жизни», «Если хочешь быть здоров!». Спортивные соревнования.
Май
- Проведение мониторинга здоровья.
- Легкоатлетический кросс.
- Веселые старты (1-4 кл.)
- 31 мая – День без курения.
- Интеллектуальная игра «Убойная сила».
Июнь
- Сабантуй.
- Мероприятия, запланированные в школьно летнем лагере.
Примечание:
- ежедневные игры на свежем воздухе;
- витаминизация блюд;
- проветривание классных кабинетов;
- ежедневная влажная уборка кабинетов.
Научно-исследовательское направление
Сентябрь
- Защита реферата «Защита окружающей среды – забота каждого» (на английском языке) среди учащихся 7-11 классов.
- Подведение итогов научно-исследовательской работы на учебно-опытном участке. Составление отчетов по группам. Оформление альбома. Фотовыставка.
Октябрь
- Изучение проявления интереса к книгам о животных и растениях. Составление графиков и диаграмм, отражающих диагностику читаемости по классам.
- Конференция (10-11 классы) «Мы живем в промышленной зоне». Демонстрация результатов опытнической и исследовательской работы.
Ноябрь
- 20 ноября – Международный день отказа от курения.
- Урок-суд – деловая игра 10-11 классы. «Суд над сигаретой». Исследовательская работа по заполнении анкеты среди учащихся 7-11 классов с целью выявления пристрастия к никотину. Составление рекомендаций указаний, учитывая последствия выявления курения.
Декабрь
- Отчёт по работе экологического кружка за I полугодие. Защита минипроектов.
- Исследований на тему: «Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы.
- Определение водородного показателя водопроводной воды и дождевых осадков», «Влияние химических загрязнений на прирост сосны».
Январь
- Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». Развитие практических умений и навыков по определению деревьев с использованием цвета коры, почек и силуэтов растений; навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательско-практической работы и элементов творческой деятельности.
Февраль
- Подготовка и изучение методики опытнической работы по заказу ЗАО.
- «Рассвет-С» с зерновыми культурами. Изучение сортов пшеницы, выращиваемых в нашем районе и влияние внесения удобрений на урожайность.
Март
- Неделя экологии «Природа и человек. Практическая деятельность» школьников: работа по выращиванию рассады, работа в теплице, питомнике.
Апрель
- «День птиц» – 1 апреля. Исследовательская работа по определению редких и исчезающих птиц нашего района. (Работа с определителями, атласами.)
- 22 апреля – День земли. Совместная акция с жителями села Лекарево по очистке территории от мусора «Земля – наш дом родной».
Май
- Работа на учебно-опытном участке. (Посев семян, закладка опытов.)
Июнь
- Трудовой десант пришкольного лагеря на учебно-опытническом участке.
Список рекомендованной литературы:
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». -М.: «ВАКО», 2005.
- И.Р.Голубев, Ю.В.Новиков «Окружающая среда и ее охрана». -М.: Просвещение, 1985.
- Закон РТ «Об охране окружающей природной среды». Казань: ИНТЭЕО, 1997.
- О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова Поурочные разработки по курсу Окружающий мир». -М:. «ВАКО», 2006.
- Красная Книга РТ. Казань: «Природа». ТОО «Стар», Казань, 1995.
- А.А.Мухуметдинов, Н.И.Борознов, Б.Г.Петров, Т.З.Мухутдинова Д.К.Шаяхметов 7. «Основы и менеджмент промышленной экологии». Казань: «Магариф», 1998.
- А.Г.Макеева «Не допустить беды». -М.: Просвещение, 2003.
- Ю.В. Новиков «Природа и человек». -М.: Просвещение, 1991.
- Г.А.Фадеева «Международные экологические акции в школе». Волгоград, 2003.
- Г.А.Фадеева «Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию». Волгоград, 2005.