Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Знакомить с профессиями связанными со спецификой родного города (банк, средства массовой информации (телевидение, газета), транспорт, торговля, связь, строительство, сфера услуг культура), конкретизировать знания о важности и значимости их труда. Воспитывать чувство благодарности к людям за их труд.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, уточнять и расширять словарный запас по данной теме, развивать речевую активность, диалогическую и монологическую речь, навыки звукового анализа и синтеза, слуховое внимание, память, мышление.
- Продолжать развивать элементарные математические представления: умение соотносить количество предметов и цифру; узнавать и называть геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, трапеция, ромб, полукруг), способность ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, лево, право, центр).
- Воспитывать умение участвовать в совместной деятельности на основе общих правил.
Организация предметно-игровой среды:
- предметные картинки;
- предметы для организационного момента – руль, кепка шофера, микрофон, маршрутная карта с названиями и фотографиями остановок;
- градусник, линейка, фонендоскоп, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, детская игрушка, микстура, шпатель;
- конверты с карточками, на которых изображены геометрические фигуры, по количеству детей;
- листы с ячейками-цифрами;
- корпус телевизора, колокольчик, шкатулка.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход деятельности
I. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают в круг, берутся за руки вместе с воспитателем.
- Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей.
II. Сообщение темы.
Звучит запись: «Внимание, внимание! Приглашаются дети подготовительной «Б» группы совершить автотурне в город мастеров! Всех желающих просьба подойти к автобусу!
- Ребята, вы хотите отправиться в автотурне по городу мастеров? (Да.)
- Тогда давайте подойдем к автобусу. А кто-нибудь из вас уже был в автотурне? (Ответы детей.) Скажите, кто вас сопровождал в этой поездке? (Водитель, экскурсовод.) Нам нужно выбрать водителя. Как мы это сделаем? А любой человек может быть водителем? Какими качествами должен обладать водитель? (Ответы детей.) Выбрали водителя.
- Ребята, что и кто нужен экскурсоводу для работы? (Микрофон, Карта, Экскурсанты.) Микрофон, карта у меня есть, экскурсанты – вы, давайте я буду экскурсоводом.
III. Введение в тему.
- Итак, мы едем в город мастеров. Давайте подумаем, кто может жить в городе мастеров? (Ответы детей.) В городе мастеров могут жить люди самых разных профессий, но чтобы человека назвали мастером, он должен выполнять работу очень хорошо. О хороших работниках в народе говорят: «мастер» или «золотые руки». Таким людям можно доверить серьезное дело, они не подведут и все сделают хорошо.
IV. Работа по теме.
1) Закрепление названий и представлений о профессии ВРАЧ.
Первая наша остановка «Больница».
- Ребята, вы знаете какие мастера своего дела работают в больнице? (Ответы детей.)
- Как по-другому можно назвать врача? (Доктор.)
- Что они делают? (Ответы детей.)
Игра «Чемодан с инструментами». Необходимые для врача предметы: шприц, шпатель, фонендоскоп, грелка, витамины, детская игрушка. Этот чемодан детского врача. Там записка.
Ребята, слышите, нам пора отправляться дальше.
2) Закрепление названий и представлений о профессиях работников БАНКА.
Едем в автобусе.
-Каждое утро ваши мамы и папы приводят вас в детский сад. А куда же они идут потом? (Ответы детей.)
- Правильно, почти все взрослые идут на работу. (Если кто-то из взрослых не работает – объясняется причина: по болезни, отпуск.)
- А почему взрослые должны работать? Зачем они ходят на работу? (Ответы детей.)
- За работу платят деньги на которые взрослые покупают одежду, еду и все остальное, необходимое для жизни.
- А вы знаете как называется место где хранятся деньги? (Банк.)
- Правильно – банк. Это и есть наша следующая остановка. В банке работают очень много людей. Детям показываются картинки с изображением работников банка и предлагается назвать профессии: кассир, охранник, инкассатор, оператор, бухгалтер.
- Ребята, а какими качествами должен обладать мастер банковского дела? (Ответы детей.)
- Да все верно: быть умным, честным, вежливым, внимательным. Я думаю, что хорошо уметь считать.
Игра «Банк». Соотнесение количества и числа, повторение геометрических фигур, ориентировка на листе бумаги.
(Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник, полукруг.)
- Опять сигнал. Нам нужно отправляться дальше.
3) Закрепление названий и представлений о профессии УЧИТЕЛЬ.
Едем в автобусе. Ребята посмотрите налево: нам светит солнышко, оно очень яркое, нам хочется зажмуриться. Посмотрите направо, видим наших гостей, давайте помашем им ручкой и улыбнемся. Звенит звонок-колокольчик. Выясняю у детей где можно услышать такой звонок. (Ответы детей.)
- Правильно, мы приехали в школу. Кто в ней работает? (Ответы детей.)
- Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен?
- Правильно, учитель. Что он делает? Какую букву учит учитель с детьми?
- Букву «А». Вспомните , что мы обозначаем буквами? (Звуки.)
- Звук «А» какой? (Гласный.) Почему? (Его можно пропеть.)
Игра «Придумай слово, которое начинается на звук «А». Слова собираем в шкатулку.
- Ребята, как вы думаете, что больше всего не любят учителя? Когда ученики допускают ошибки.
Игра «Исправь ошибки».
- Будьте внимательными и постарайтесь исправить все ошибки.
- Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.
- Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
- Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
- Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
- Почтальон разносит почту.
- Дворник варит обед. – Дворник подметает пол.
- Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.
- Продавец учит детей. – Продавец продает продукты.
- Шофер вяжет носки. – Шофер управляет автомобилем.
Слышите сигнал. Нам пора дальше.
4) Закрепление названий и представлений о профессиях на телевидении.
Едем в автобусе. Песенка про поездку в автобусе с движениями. Загадка про телевидение.
Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор.)
- Чтобы вы могли смотреть по телевизору разные передачи мастера телевизионного дела трудятся целыми сутками. (Закрепление знаний о частях суток.) Мы с вами ходили на экскурсию в студию Сосновоборского телевидения. С какими профессиями вы познакомились? (Оператор, корреспондент, монтажер, ведущий.)
- Предлагаю вам превратиться в корреспондентов и поделиться своей новостью. Новость – это что-то интересное, важное, чем бы вы хотели поделиться со всеми телезрителями.
Игра «Дикторы». Свободные высказывания детей.
- Сигнал. Едем дальше.
5) Кем я хочу быть?
- Возвращаемся в детский сад. Беседа о том, кем бы вы хотели стать?
Всем спасибо за путешествие.