Цели урока.
Образовательная:
Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и русской народной сказки “Сивка-бурка”. Учить детей анализировать текст.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся, формировать навыки работы в группах постоянного состава; умение строить свои взаимоотношения на основе диалога;
Воспитательные:
Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы, воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, терпение
1. Организационный
Приветствие.
- Рада вас видеть, слышать и чувствовать на уроке.
2. Постановка цели и задач занятия
- Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?
- А какие еще произведения вы читали? (Мы читали сказки)
- Что такое сказка?
Слайд 1 (название урока). Презентация
- Вспомните ваши любимые сказки. (…)
Дети называют полюбившиеся сказки.
Слайд 2 (определение сказки)
- И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют “народной мудростью”. А.С. Пушкин восклицал: “Что за прелесть эти сказки!”.
- Как вы думаете, почему их так называют?
- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание)
- Над каким качеством будем на уроке работать ? (Эталон “Терпение”)
Слайд 3 (эталон терпения)
- О чём говорит этот эталон? (…)
- Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
- Желаю вам успешной работы!
3. Активизация знаний учащихся
1. Беседа.
- Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой мелодии и скажите, что она вам напоминает. (Восточные сказки)
- Действительно, сегодня мы продолжим разговор о сказке “Аладдин и волшебная лампа”.
Слайд 4 (название сказки)
- Кто автор этой сказки?
- Вспомните виды сказок. (Бытовые. Сказки о животных. Волшебные)
- Выберите вид, подходящий для этой сказки.
- Почему вы сделали такой выбор?
2. - Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало (завязку), кульминацию, концовку.
- Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина.
- Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему?
3. - В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают.
Слайд 5 (слова восточной сказки).
чалма – головной убор в восточных странах
магрибинец – человек с запада, чужестранец
султан – правитель страны
глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы
диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание
визирь – министр, советник султана
- А это слова из сказок какого народа? (Лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья)
Слайд 5 (слова русской сказки)
- А в повседневной жизни мы их употребляем?
- А ещё какие русские народные сказки вы знаете?
- Есть ли среди этих сказок лишняя? (Волк и семеро козлят. Теремок. Сивка-бурка)
Слайд 6 (назовите лишнюю)
- Почему? (Сказка волшебная как и Аладдин)
- Как вы думаете, почему мы вспомнили русские народные сказки?
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Будем сравнивать)
Слайд 7 (постановка учебной задачи)
- Верно, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки “Сивка-бурка” и арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа”.
- Что значит сравнить сказки?
- Что общего и в чем отличие сказок разных народов?
- Сформулируйте тему урока.
Физминутка
(Круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки)
- Для проведения исследования будем работать в группах.
Слайд 8 (задания группам)
1 группа - создает образ главного героя в обеих сказках (словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя);
2 группа - сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках);
3 группам - находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова);
4 группам - находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа).
- Давайте вспомним правила работы в группах.
Слайд 9 (правила работы в группе)
1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего.
2. Смотрите на говорящего.
3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично.
4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы.
4. Работа в группах.
5. Проверка задания.
Слайд 10 (проверка)
Сивка-бурка | Аладдин |
1. Одинаковый статус главного героя. | |
крестьянский сын | сын бедного портного |
2. Счастливая концовка. | |
счастливая концовка | счастливая концовка |
испытания | испытания |
3. Наличие волшебных слов, помощников, предметов. | |
заклинание | потирание лампы |
конь – Сивка-бурка | джинн |
перстень | мешок, лампа |
4. Употребляются слова различные по национальной окраске, разные характеры героев. | |
царь | султан |
простак | хитрец |
6. Итак, поведем итог нашему исследованию:
- Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки?
Слайд 11 (вывод)
Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности.
7. Включение в систему знаний и повторение
- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний)
8. Рефлексия учебной деятельности
- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы)
- Что нового вы узнали на уроке?
Какую цель вы поставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- В чём у вас было затруднение?
- Как вы открывали новое знание?
- Что вам помогло открыть новое знание?
- Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
- На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
- У вас на партах лежат цветные карточки. Синяя карточка означает положительный ответ, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, что такое сказка.
- Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание.
Слайд 12 (домашнее задание)
- А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно?
- Говорят “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. А какой урок мы можем извлечь из этих сказок?
- Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно.
Индивидуальное задание: сочинить свою волшебную сказку.
- Определите настроение, с которым вы работали на уроке.
Слайд 13 ( рефлексия)