Открытый урок литературного чтения в 3-м классе "Сравнительная характеристика сказок разных народов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Образовательная:

Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и русской народной сказки “Сивка-бурка”. Учить детей анализировать текст.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся, формировать навыки работы в группах постоянного состава; умение строить свои взаимоотношения на основе диалога;

Воспитательные:

Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы, воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, терпение

1. Организационный

Приветствие.

- Рада вас видеть, слышать и чувствовать на уроке.

2. Постановка цели и задач занятия

- Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?

- А какие еще произведения вы читали? (Мы читали сказки)

- Что такое сказка?

Слайд 1 (название урока). Презентация

- Вспомните ваши любимые сказки. (…)

Дети называют полюбившиеся сказки.

Слайд 2 (определение сказки)

- И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют “народной мудростью”. А.С. Пушкин восклицал: “Что за прелесть эти сказки!”.

- Как вы думаете, почему их так называют?

- Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание)

- Над каким качеством будем на уроке работать ? (Эталон “Терпение”)

Слайд 3 (эталон терпения)

- О чём говорит этот эталон? (…)

- Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

- Желаю вам успешной работы!

3. Активизация знаний учащихся

1. Беседа.

- Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой мелодии и скажите, что она вам напоминает. (Восточные сказки)

- Действительно, сегодня мы продолжим разговор о сказке Аладдин и волшебная лампа”.

Слайд 4 (название сказки)

- Кто автор этой сказки?

- Вспомните виды сказок. (Бытовые. Сказки о животных. Волшебные)

- Выберите вид, подходящий для этой сказки.

- Почему вы сделали такой выбор?

2. - Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало (завязку), кульминацию, концовку.

- Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина.

- Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему?

3. - В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают.

Слайд 5 (слова восточной сказки).

чалма – головной убор в восточных странах

магрибинец – человек с запада, чужестранец

султан – правитель страны

глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы

диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

визирь – министр, советник султана

- А это слова из сказок какого народа? (Лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья)

Слайд 5 (слова русской сказки)

- А в повседневной жизни мы их употребляем?

- А ещё какие русские народные сказки вы знаете?

- Есть ли среди этих сказок лишняя? (Волк и семеро козлят. Теремок. Сивка-бурка)

Слайд 6 (назовите лишнюю)

- Почему? (Сказка волшебная как и Аладдин)

- Как вы думаете, почему мы вспомнили русские народные сказки?

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Будем сравнивать)

Слайд 7 (постановка учебной задачи)

- Верно, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки “Сивка-бурка” и арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа”.

- Что значит сравнить сказки?

- Что общего и в чем отличие сказок разных народов?

- Сформулируйте тему урока.

Физминутка

(Круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки)

- Для проведения исследования будем работать в группах.

Слайд 8 (задания группам)

1 группа - создает образ главного героя в обеих сказках (словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя);

2 группа - сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках);

3 группам - находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова);

4 группам - находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа).

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Слайд 9 (правила работы в группе)

1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего.

2. Смотрите на говорящего.

3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично.

4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы.

4. Работа в группах.

5. Проверка задания.

Слайд 10 (проверка)

Сивка-бурка Аладдин
1. Одинаковый статус главного героя.
крестьянский сын сын бедного портного
2. Счастливая концовка.
счастливая концовка счастливая концовка
испытания испытания
3. Наличие волшебных слов, помощников, предметов.
заклинание потирание лампы
конь – Сивка-бурка джинн
перстень мешок, лампа
4. Употребляются слова различные по национальной окраске, разные характеры героев.
царь султан
простак хитрец

6. Итак, поведем итог нашему исследованию:

- Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки?

Слайд 11 (вывод)

Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности.

7. Включение в систему знаний и повторение

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний)

8. Рефлексия учебной деятельности

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы)

- Что нового вы узнали на уроке?

Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вы достигли поставленной цели?

- В чём у вас было затруднение?

- Как вы открывали новое знание?

- Что вам помогло открыть новое знание?

- Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

- На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Синяя карточка означает положительный ответ, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я сегодня был терпелив.
  • Я доволен своей работой на уроке.

Домашнее задание.

Слайд 12 (домашнее задание)

- А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно?

- Говорят “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. А какой урок мы можем извлечь из этих сказок?

- Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно.

Индивидуальное задание: сочинить свою волшебную сказку.

- Определите настроение, с которым вы работали на уроке.

Слайд 13 ( рефлексия)