За основу взят литературный материал учебника “Любимые страницы” автора О.В. Кубасовой: стихотворение “Берёза” С. Есенина, рассказ-описание “Деревья в лесу” М. Пришвина. А также был привлечён музыкальный материал: пьеса из альбома “Времена года” П.И. Чайковского и репродукция картины И. Грабаря “Февральская лазурь.
Я выбрала форму интегрированного урока, так как убеждена в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, так как “сухое” чтение и перечитывание даже известных литературных произведений не даёт детям удовлетворения, радости общения с книгой.
Этот урок является началом нового раздела, где будут изучены разножанровые произведения по идейно-нравственной тематике.
Цель проведённого организационного момента – психологический настрой учащихся, снятие напряжения. Введение в тему урока нацелено на развитие умения прогнозировать содержание произведения по его названию. Для развития образного мышления, определения собственных личностных позиций была применена модульная технология, а точнее – микромодуль сопереживания образному смыслу. Весь урок был построен на дискуссии, так как это даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. При планировании урока я учитывала и характер вопросов, которые были направлены на индивидуальный и коллективный поиск ответов. Важным моментом была работа над выразительностью, так как дети должны уметь определять задачу своего чтения.
На этом уроке очень важно было провести работу над словесным рисованием – умением образно рассказать о прочитанном. Эта работа сочеталась с логической, смысловой работой, формированием умения “видеть” структуру текста, последовательность его содержания.
Чтение скороговорки, чтении-пение были использованы для формирования навыка выразительного чтения.
Для профилактики зрительного переутомления детям были предложены специальные упражнения на физминутке.
Я использовала презентацию как форму подачи материала. С помощью презентации были показаны выигрышные моменты темы, эффектные наглядные материалы, подборка портретов, цитат, а также материал для словесного рисования.
Для активного вовлечения детей в работу использовалась работа в парах.
В конце урока детям было предложено провести самооценку по критериям (рефлексия).
Задачи урока:
– Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;
– Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;
– Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Оборудование:
– Учебник О.В.Кубасовой “Любимые страницы” для 3 класса, мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла “Времена года” П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.
Ход урока
Оргмомент.
– Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть на уроке чтения. Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.
– Что вы чувствуете?
– А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!
– Начнём урок!
Введение в тему:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
– Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке? Для чего вам это нужно?
– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте название в учебнике.
– А что вы можете рассказать о русской зиме? В чём её красота?
– Я предлагаю назвать наш урок – “Картины зимней природы”.
Первичное восприятие текста:
Многие поэты, композиторы, художники воспевали в своих произведениях красоту природы. Я ничего не буду объяснять пока, – просто “окунитесь” и вы вместе с ними в эти состояния зимней природы и подумайте над своими переживаниями сейчас. (Звучит музыка П.И.Чайковского, на слайде – репродукция картины И.Грабаря “Февральская лазурь, учитель читает стихотворение С.Есенина “Берёза”)
– Какие испытываете сейчас состояния? Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? Что здесь изображено?
– Какие краски использовал художник? Почему?
– Берёза вызывает трепетное чувство. Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и за окном дома. Поэты всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. Для них – это символ родной земли, частичка Родины.
– Замечательный русский поэт С.Есенин никогда не разделял понятия “берёза”, “родина”, “любовь”. Поэзия Есенина наполнена любовью к людям, к родной земле. Вспомните, какие стихотворения С.Есенина вам знакомы? (“Поёт зима – аукает”, “Черёмуха”).
Повторное чтение и работа с текстом:
– Перед чтением стихотворения мы поработаем над артикуляцией:
аоуиэ аиуоэ
з-с-ж ш-ж-с
же че ща тра три
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
– Прочитайте стихотворение по строчкам. Какой увидел зимнюю берёзу поэт?
– Какую картину вы себе представили? Какие предметы и явления будут на этой картине? (берёза, снег, пушистые ветки, снежинки, заря)
(Одновременно на экране появляются таблички со словами):
берёза
снег
пушистые ветки
снежинки
заря
– Художник изображает цвет красками, а поэт в стихах передаёт цвет словами. Найдите строчки, где рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)
(На экране новый слайд):
белая берёза
серебряный снег
золотой огонь снежинок
– Особенно интересно описание инея. Найдите это описание. (Чтение второй строфы)
– Какое время дня рисует поэт? Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)
– А какое утро – солнечное или пасмурное? Прочитайте, докажите. (Горят снежинки в золотом огне)
– Как Есенин пишет о заре? (Лениво обходя кругом) Почему? (Зимой она медленно занимается)
– Для чего Есенин употребил слово “лениво”? Ведь он мог написать “медленно”. (Поэт хотел сделать картину зимы живой)
– А как этот приём называется?
– Найдите в стихотворении олицетворения, сравнения. Эти слова, как “жемчужинки”, украшают это произведение. Вы согласны со мной?
– С.Есенин обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе. Он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать эти ощущения в стихах.
Самостоятельная работа в парах:
– А сейчас поработаем в парах. Приготовьтесь к выразительному чтению.
Наметьте паузы и логические ударения, определите темп чтения.
(Обсуждение работы в парах)
Чтение вслух и чтение-пение:
– А теперь послушаем, как вы сумеете при чтении передать чувства, настроение, а также восхищение представленной картиной. (Чтение вслух)
– Давайте сейчас представим себя в роли композитора. Вам нужно придумать музыку к словам. Какой темп музыки будет у вас? (Медленный, плавный)
Физминутка:
(Проводится зрительная гимнастика со снежинкой)
Знакомство с текстом-описанием М.Пришвина “Деревья в лесу”:
– Писатель М.Пришвин по-своему увидел красоту зимы, и его тоже поразила эта картина. (Чтение “цепочкой”)
– Что же поразило писателя в лесу? (Было тепло и тихо, ёлки в лесу, лапы повисли, а берёзы согнулись, им тяжело от снега, много снежных фигур – кустики, пеньки в снегу)
– Подумайте, эти два произведения чем-то связаны между собой? (Оба автора описывают зимние деревья, они очарованы берёзой)
– Представьте себе, что мы входим в зимний лес. Прочитайте первые три предложения. Что мы увидели?
– Идём дальше. Среди каких деревьев мы оказались? Какие они? Как они себя ведут? Сравните берёзу Есенина и Пришвина.
– Пойдём дальше и оглядимся внимательно (Читают)
– Чего же мы сразу не заметили? Ели и берёзы отвлекли нас.
(На слайде появляются слова):
было тепло и тихо
ёлки в лесу, лапы повисли
берёзы согнулись
фигуры из снега
– Вот, кажется, стою я в зимнем лесу Пришвина, или у берёзы Есенина, и не хочется мне уходить из этого царства. А вам, ребята? Давайте сейчас нарисуем картину красками, как художники. Мне тоже очень хочется изобразить эту красоту! (Дети рисуют картины, звучит музыка)
Итог урока:
– Что вам понравилось на уроке? Чему мы учились?
Оценка работы.(Детям предлагается провести самооценку по критериям):
“5” – на вопросы отвечали, читали выразительно;
“4” – на вопросы отвечали, но читали не очень выразительно;
“ ” – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, читал не выразительно.
– А теперь, поднимитесь те ребята, кто за свою работу не поставил себе оценку;
– Кто поставил себе оценку “4”;
– А кто поставил оценку “5”.
– Спасибо вам за урок!