Цели.
Обучающие.
- Познакомить учащихся с историей народной игрушки.
- Заинтересовать детей в изготовлении кукол.
- Сформировать знания в области теории и практики изготовления народной тряпичной куклы.
- Обучить практическим навыкам работы с материалами.
Воспитывающие.
- Воспитывать уважение к народным традициям.
- Воспитывать аккуратность и добросовестность при выполнении практических работ.
Развивающие.
- Развивать творческую индивидуальность, любознательность, стремление к самостоятельному творчеству.
Средства обучения:
Наглядные: фотографии, инструкционные карты изготовления, презентация, куклы.
Раздаточный материал:
- Комплект тканей для изготовления куклы
- Инструкционная карта
Инструменты и материалы: нитки, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка наличия учащихся,
- сообщение темы и целей урока.
II. Знакомство с историей народной игрушки, классификация.
III. Выполнение практической работы по изготовлению куклы “День-ночь”.
IV. Подведение итогов выполненной работы.
II. Знакомство с историей народной игрушки.
Как вы думаете, когда появились первые игрушки?
История игрушек имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенное изображение окружающих вещей: игрушечные инструменты, миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, птички, фигурки людей.
Из чего же их делали?
Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, соломы, глины, то есть того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода, взрослые поощряли игры детей в куклы.
Как вы думаете, почему взрослые поощряли игру в куклы?
Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам- быть беде. Были и куклы-обереги, их клали в колыбель к ребенку, чтобы кукла охраняла его покой и сон . Итак, игрушка-кукла имеет многовековую историю. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.
В русской деревне- тряпичная кукла- наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.
Тряпичные куклы начинали “вертеть” с пяти лет. Свертывали в скатку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали ее на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и кукла готова. Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Как вы думаете, из чего шили наряды для кукол?
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца или сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственникам любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы вертели обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались “безликими”. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Классификация кукол.
Как же различаются куклы?
Давайте с вами рассмотрим классификацию кукол:
- По региональной принадлежности (где, в каком регионе изготавливалась)
- По конструктивным особенностям (конструкция куклы; столбушки, узловые, крестушки, скатки, скрутки с перегибом, куклы-мешочки.)
- По функциональному признаку (ее предназначение, цель, для чего кукла сделана)
По функциональному признаку куклы разделяют на:
Обрядовые:
- обряды календарного цикла,
- жизненного цикла,
- закличка весны,
- русалка,
- берестушка,
- вербница,
- семик-семичиха,
обереговые:
- обереги жилища, достатка,
- обереги здоровья, детства,
- пеленашка,
- день-ночь (оберег жилища),
- куватка,
- от коликов,
игровые:
- куклы раннего детства,
- куклы начальной школы.
- куклы подростков,
- девка-баба (перевертыш),
- столбушки,
- мурашинская парочка,
(делали девочки 12-14 лет).
А теперь я хочу вам рассказать о куколке, которую мы с вами сегодня сделаем (слайд - фото куклы). Называется она день-ночь. Если вы внимательно меня слушали – то наверное скажете мне к каким куклам (по функциональному признаку) она относится. Правильно - к обереговым. Это самая простая древнейшая куколка-оберег. Эти куклы оберегали жилище. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день), а другая - из синей (ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.
Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки. Слайд (инструкционная карта).
III. Выполнение работы.
На столах у вас уже лежат кусочки ткани, нитки, ножницы и инструкционные карты по изготовлению кукол.
Давайте вспомним технику безопасности с ножницами и иголками.
- ножницы на столе держать с сомкнутыми лезвиями,
- ножницы передавать кольцами вперед,
- нитки обрезаем, а не отрываем,
- иголки и булавки должны лежать в игольнице.
Выполнение работы.
IV. Подведение итогов.
- выполнение работы (оценка качества работы),
- отметки за урок.
Кукла “День-ночь”
Это самая простая древнейшая куколка-оберег. Эти куклы оберегали жилище. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день), а другая - из черной (ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую целую композицию.
Этих кукол очень легко сделать своими руками. Для этого понадобятся только два одинаковых по размерам квадрата ткани черного и белого цветов, ветошь, черные и белые нитки.
Описание работы:
1. В центр квадрата (размер 15*15 см.) выкладывается ветошь или вата для набивки головы. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.
2. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.
3. По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, перевязываем нитками.
4. Поднимаем ручки у куколки вверх, сравниваем, завязываем поя с- также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка-повязка (тоже в тон).
- Вторая кукла делается точно также, но из ткани и ниток другого цвета.
5. Из черной и белой ниток (длина 25-30 см) скручивается шнурок. На концах завязываются узелки. Этим куклам как и всем традиционным не рисуют лица.
6. Черно-белый шнурок закрепляется сзади к повязкам на голове кукол.
Куклы “День и Ночь” готовы. Необходимо выбрать в доме место для этого оберега.
Последовательность изготовления куклы. (Приложение)