Данное пособие “Космос. Мечты, освоения, открытия” (50-летию первого полёта человека в космос) разработано для младших школьников (1-2 классов) при непосредственном участии обучающихся 2а и 3в классов МОУ СОШ №6 г. Верхней Салды. Ученики подбирали материал, педагоги – обрабатывали. Пособие может быть использовано на уроках окружающего мира по системе Л.В. Занкова по темам “Земля – наш общий дом”, “Моя Родина” (1 класс), в разделе “Космос” (2 класс); по УМК “Перспективная начальная школа” по темам: “Родной край – малая родина”, “Земля - планета жизни” (1-2 класс), а также по другим УМК и во внеурочной деятельности.
Это мультимедийное пособие может быть полезно педагогам начальных классов при подготовке и проведении уроков по данным темам, а школьникам в интересной форме позволит не только приобрести новые знания и расширить свой кругозор, но и прикоснуться к славным страницам истории своего Отечества, своего родного города.
Вопросы изучения звёздного неба, космического пространства очень привлекают младших школьников. Некоторые из них читают детские энциклопедии и с удовольствием рассказывают о прочитанном своим сверстникам, задают учителям множество вопросов. Но, к сожалению, мы, взрослые уже не знаем имена тех, кто в настоящее время находится на околоземной орбите. Полёт в космос стал для нас обыденностью. А школьники не знают имён тех, кто первыми осваивали космические пространства. Результат анкетирования обучающихся (1-2 классов), проведённого нами, показал, что назвать имя первого космонавта планеты затрудняется 12% опрошенных, 64% - не могут назвать имя первой женщины – космонавта, 94% - не знают имя человека, первым вышедшего в открытый космос. К сожалению, родители, считая своих детей маленькими, практически не говорят, о том какую роль в освоении космоса играет наше градообразующее предприятие ООО Корпорация “ВСМПО-АВИСМА”.
А согласно требованиям ФГОС НОО “современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации”.
Цель учебно-методического пособия: формирование ценностного отношения к России, к своей малой родине - Салде, отечественному культурно-историческому наследию, наиболее значимым страницам истории страны.
И призвано решать следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости за свой родной город, своих близких – работников титановой промышленности;
- познакомить обучающихся с некоторыми страницами истории освоения космоса;
- дать представление о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на природу, космическое пространство;
Учебно-методическое пособие может быть использовано целиком на одном уроке или занятии внеурочной деятельности, а также может быть использован один или несколько его разделов, в зависимости от целей урока (занятия), который может проводить педагог или заранее подготовленный ученик, которому интересна эта тема. Работать можно всем вместе, последовательно выполняя задания. А можно разделиться на группы, и каждая команда будет получать баллы за правильно выполненные задания. В учебно-методическом пособии 7 разделов.
- Как человек изучал небо.
- Солнечная система.
- Звёздное небо.
- Луна.
- Покорители космоса.
- Салда для космоса.
- Свалка в космосе - проблемы на земле.
Задача раздела “Как человек изучал небо” дать информацию обучающимся о том, как в давние времена изучал человек небо, о том кто изобрёл первый телескоп, о космических спутниках и кораблях, о знаменитом космическом телескопе Хаббла. В качестве контроля знаний обучающихся, используются вопросы викторины, составленной учениками 2а класса.
В разделе “Солнечная система” решается задача закрепления представлений о названиях и последовательности планет Солнечной системы. Занимательный материал придумали ученики 3в класса, у обучающихся появляется возможность разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия планет.
Задача раздела “Звёздное небо” дать представление о двух самых известных созвездиях Большой и Малой Медведице, о Полярной звезде, научить находить их на небе. А ещё есть полезная информация о том, как можно проверить остроту своего зрения, наблюдая за этими созвездиями.
Следующий раздел - “Луна”. Луна – верный спутник Земли. Задача раздела: научить отличать растущую луну от убывающей. В качестве контроля знаний обучающим предлагается задание на классификацию небесных объектов.
“Покорители космоса” - следующий раздел игры. Его задача познакомить обучающихся с некоторыми знаменательными страницами истории освоения космоса; воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ. В качестве контроля знаний предлагается задание на соотнесение дат с наиболее важными событиями в истории космонавтики (запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос собаки Лайки, первый полёт Юрия Гагарина, полёт первой женщины-космонавта, первый выход человека в открытый космос).
И нельзя, конечно, было не включить в учебно-методическое пособие информацию о нашем городе. Ведь именно дедушки и бабушки наших обучающихся осваивали титановое производство, а их мамы и папы, работая на ВСМПО, вносят свой вклад в развитие космической отрасли. И задача этого раздела: воспитывать чувство гордости за свой родной город, своих близких – тружениках ВСМПО, ведь большинству из них предстоит трудиться на нашем предприятии. Контрольный материал в разделе “Салда для космоса” представлен в виде анимированного кроссворда, который составили дети по материалам книг о нашем городе.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания школьников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Младший школьник не может решить проблему загрязнения космического пространства, поэтому задача раздела “Свалка в космосе – проблемы на Земле”: познакомить обучающихся со сложившейся ситуацией, показать, что проблемы экологии волнуют весь мир, а школьники могут внести свой посильный вклад в сохранение природы у себя во дворе, на улице, в родном городе. “Проснулся, умылся, приведи планету в порядок”.
Слайды сопровождаются звукозаписью (запускается по щелчку мыши), поскольку не каждый младший школьник способен прочитать текст за небольшой промежуток времени.
Данное учебно-методическое пособие было апробировано на занятиях в 1 и 2 классах МОУ СОШ №6 и вызвало у школьников положительный отклик.
Будем очень рады, если наш труд не пропадёт даром, что появятся педагоги, которых заинтересует наше пособие.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.П. “Что такое? Кто такой?” Издательство “Педагогика”, 1990 г.
2. Виницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. Москва. 1973.
3. Гальперштейн Л.Я Моя первая энциклопедия: научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО “Росмэн-Пресс”, 2005.
4. Гильберг Л.А. “От самолета к орбитальному комплексу” Москва. “Просвещение”. 1992.
5. Глушко В.П. “Космонавтика”. Издательство “Советская энциклопедия”. 1970.
6. Детская Энциклопедия. 2 том. Издательство “Просвещение” Москва. 1965 г.
7. Зигель Ф.Ю. Города на орбитах, Москва: “Детская литература”. 1980 г.
8. Зубков Б.В. “Энциклопедический словарь юного техника”. Издательство “Педагогика. 1980 г.
9. Климишин И.А “Астрология наших дней”. Издательство “Наука”. 1976 г.
10. Колесников Ю. Космос – Земле. Москва “Детская литература". 1987.
11. Коптев Ю.И., Никитин С.А. “Космос: Научно-популярная литература”. 1987г.
12. Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. ред. В.П.Глушко. Москва. 1970.
13. Лебедев Л.А. “Сыны голубой планеты”. Изд-во “Политическая литература”. 1971.
14. Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра книга для учащихся. – М.: Просвящение. 1986.
15. Чекалкин С.В. “Космос - завтрашние заботы”. Москва. “Знание”. 1992 г.
16. Чумаков С.В. “Энциклопедический словарь юного астронома”. Издательство “Педагогика”. 1980 г.
17. Я познаю мир: наука: энциклопедия: - М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”. 2002 г.
WEB-сайты, посвященные космосу и его освоению
1. Космический Мир: информация о российском космосе - режим доступа: www.cosmoworld.ru
2. Космос. Техника и наука - режим доступа: www.kocmoc.info
3. Космос и Вселенная - режим доступа: www.milkywaygalaxy.ru
4. Пульсар - режим доступа: kosmos-x.net.ru
5. Космопортал - режим доступа: www.cosmoportal.org.ua