Цели.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие по родному краю.
Маршрут путешествия перед Вами. Вы видите, что мы побываем на удивительных и интересных станциях.
- Сколько станций мы с вами посетим?
- Правильно, четыре.
- Давайте их назовем!
1. Станция “Заповедник”.
2. Станция “Лес”.
3. Станция “Река”.
4. Станция “ Полезные ископаемые”.
Параллельно с путешествием будет проводиться турнир знатоков. Активно принимайте участие! По дороге мы можем встретить лесных жителей, но я думаю, они добрые, и во многом нам помогут. Пора в путь!!!
(Звучит музыка)
1. Станция “Заповедник”
Мы добрались до первой станции. Давайте послушаем информацию о заповедниках Воронежской области.
(Группа ребят рассказывает о Воронежском, Хоперском, Дивногорском заповедниках используя мультимедия).
Вопросы классу:
- Назовите заповедники нашей области?
- Какой из них образован самым первым?
- В каком заповеднике обитают такие редкие животные, как бобры, выхухоль?
- Какие обитатели заповедников занесены в Красную книгу?
2. Станция “Лес”
Кикимора: А вот и я! Что не ждали?
Учитель: Ой, кто это? Ой, что это?
Кикимора: Кикимора я, не узнали что ли? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. А вы сюда чего явились?
Учитель: Мы туристы, путешествуем по родным местам, много нового узнали, да и к тебе вот в лес зашли.
Кикимора: По разным местам? Много нового? Это, наверное, очень интересно? А мне можно с Вами?
Учитель: Ребята, возьмем ее с собой?
Кикимора: Возьмите, я Вас за это короткой дорогой по лесу проведу. А пока идти будем. Вы послушайте наше лесное радио.
(Группа ребят рассказывает о лесах нашей области)
Учитель: Ребята, хорошо нас кикимора короткой дорогой по лесу провела. А вот представьте себе, что мы заблудились в лесу, и все припасы свои съели…..
Правильно, в лесу можно найти и съедобные грибы, и полезные растения.
Давайте посмотрим, кто из вас больше знает съедобных грибов?
Молодцы! А теперь мы с Вами немного отдохнем, я буду загадывать загадки, а Вы быстро их отгадывать! Будьте внимательны!
Загадки:
1. Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя? (Болото)
2. Виден край, да не дойдешь? (Горизонт)
3. Кругом вода, а с питьем беда? (Море)
4. По морю идет, идет, а до берега дойдет, пропадет? (Волна)
5. Не дерево, а суковато? (Олень)
Не птица, а летает? (Плетущая мышь)
3. Станция “Река”
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие и следующая остановка станция “Река”
(Группа ребят рассказывает и показывает реки Воронежской области и Россошанского района).
Учитель: Что бы нам с Вами перейти нашу реку, надо построить мост с помощью знаний. Сейчас я Вам задам вопросы, а Вы постараетесь на них ответить.
Вопросы:
1. Самая длинная река нашей области?
2. Какая река берет начало в Тульской области и протекает через Воронежскую область?
3. Назовите животное, обитающее в реках нашей области, которое спасло Шарика в мультфильме “Простоквашино”?
4. Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты?
Молодцы!!!
4. Станция “ Полезные ископаемые”
Учитель: Давайте вместе с Вами вспомним, что такое полезные ископаемые? А как Вы думаете, какие из них мы можем найти в нашей области?
(Рассказ ребят о полезных ископаемых Воронежской области)
Учитель: За две недели до нашего урока Вам было дано задание. Давайте его вспомним:
Представьте, что Вы – рекламный агент, которому нужно прорекламировать полезное ископаемое так, чтобы состоятельные люди выделили бы средства на их добычу. Например, песок, глина, известняк. Давайте посмотрим, как Вы справились с этим заданием.
(Реклама)
5. Учитель: Вот мы и подошли конечной станции нашего путешествия, город Россошь.
(Краткая справка о городе)
(Стихотворение на фоне музыки Р. Дерикот “Где Родины исток, ты спросишь”)
6. Подведение итогов работы.