Конспект организованной деятельности в подготовительной группе "Путешествие по временам года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  • Расширять знания о геометрических представлениях: угол, точка, линия, часть круга, геометрических формах.
  • Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы
  • Воспитывать любовь к природе

Материал к занятию:

Демонстрационный:

  • Игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами.
  • Четыре картинки: весна, лето, осень, зима.
  • Четыре картинки: утро, день, вечер, ночь.
  • Четыре карточки со словами: Весна, Лето, Осень, Зима
  • Четыре куклы модели:
  • Огня - кукла мальчик с рыжими волосами,
  • Земля – кукла в сарафане с караваем,
  • Воздух – кукла ветер, мальчик с развевающими волосами,
  • Вода – кукла в голубом сарафане с кувшином.

Раздаточный:

  • На столах у детей линейки, простые и цветные карандаши.
  • Круги (вырезаются два круга одинакового размера: один белого цвета другой цветной, делаются надрезы до центра и вставляются один в другой, при повороте в противоположные стороны они крутятся).
    На белом листе делаем заготовку: делим круг на четыре части; в первой пишем буквы МАМ и точка О, точка П, точка Т; во второй буквы ИИА и буквы АМРОШАК под ними цифры 7312546; в третьей рисуются листики в ряд и буквы СОН; в четвертой буквы ДЯФ.
  • Предметные картинки
  • Календари на каждого ребенка.

Конспект занятия

Звенит будильник.

Воспитатель: Ребята, чтобы это значило? Сколько времени сейчас?

(ответы детей)

Воспитатель: Смотрите, тут и записка, а в ней загадка.

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят
Друг друга не находят
Кто такие? (месяцы)

Воспитатель: А если двенадцать месяцев, то, как это назвать?

Дети: год

Воспитатель: У нас настоящий ребус получился и нам надо его разгадать.

Зазвенел будильник, приглашает нас в путешествие. Это раз.

Часы показывают время, загадка про год. Это два.

Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?

Дети: по временам года

Воспитатель: У меня есть волшебное колечко, которое поможет нам совершить сказочное путешествие по целому году. Кто помнит, из какой оно сказки?

Дети: двенадцать месяцев

Воспитатель: Кто помнит, что нужно сделать с колечком?

Дети: Нужно бросить его и сказать:

Ты катись, катись колечко
На весеннее крылечко
В летние сени, в теремок осенний
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру.

(дети бросают и произносят слова)

Звучит музыка.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Перед вами круги, это целый год.

С какого времени года мы начнем свое путешествие?

Дети: С весны

Воспитатель: А чтобы было интереснее, мы возьмем с собой наших друзей:

4 стихии. Назовите их.

Дети: земля, вода, огонь, воздух

Воспитатель: Сколько всего времен года?

Дети: Четыре: весна, зима, лето, осень

Воспитатель: если круг это целый год, то одно время года какую часть будет составлять?

Дети: Одну четвертую

Воспитатель: на наших кругах мы открываем одну четвертую.

Проверим, какие буквы мы видим? (МАМ)

Кто догадался, что они обозначают?

Дети: Это первые буквы весенних месяцев: март, апрель, май

Воспитатель: Какие весенние явления природы вы знаете?

Дети: Капель, тает снег, земля прогревается, появляются первые цветы, трава, распускаются почки на деревьях, солнце греет, день становится длиннее, а ночь короче.

Воспитатель: Но не зря же мы с вами взяли с собой наших друзей: четыре стихии.

Выставляю на доске модели:

  • Огня- кукла мальчик с рыжими волосами,
  • Земля – кукла в сарафане с караваем,
  • Воздух – кукла ветер, мальчик с развевающими волосами,
  • Вода – кукла в голубом сарафане с кувшином.

Воспитатель: Давайте представим, что может сказать Земля – Солнцу.

(вызываю детей: один будет, Солнце, а другая – Земля)

Театрализация:

Диалог детей

Земля: пригревай меня лучше, чтобы быстрее растаял снег; свети ярче, чтобы быстрее распустились почки и т.д.

Солнце: буду стараться, если меня не закроет туча и ветер не будет гонять облака.

Воспитатель: Солнце посылает свои лучи на землю. Давайте и мы с вами нарисуем лучи, но так, чтобы они образовали углы. Из точки О острый угол, из точки П –прямой, из точки Т – тупой.

Дети выполняют задание.

Физминутка:

Вот стоит изба
Может в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота
И пришла весна – красна!
Разбудила лес весенний
Землю солнышком согрела.

Воспитатель: Солнце разогрело Землю, земля ожила, проснулась, и наступило… (лето).

Воспитатель: Сколько ещё частей мы откроем на нашем круге?

Дети: Одну четвертую

Воспитатель: Сколько всего частей открылось?

Дети: Две

Воспитатель: Какая часть получилась?

Дети: Одна вторая или половина года

Воспитатель: У нас говорят полгода. Какие буквы вы видите? ИИА

Назовите летние месяцы

Дети: июнь, июль, август

Воспитатель: Давайте снова представим, что может сказать Вода Земле?

Театрализация:

Вода: Я тебя поливаю дождем, я тебя умываю росой, а ты радуй нас яркими цветами, сладкими ягодами, высокими деревьями.

Воспитатель: Давайте и мы с вами погуляем по лужайке и полюбуемся цветами. А какие цветы мы увидим, вы узнаете, если правильно по порядку расставите цифры и соответствующие буквы.

Ребус:

А М Р О Ш А К
7 3 1 2 5 4 6

Дети работают.

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение:

Семилетняя Иринка
Рвет ромашки и поет:
Я люблю весну с ручьями
Лето с пышными цветами
Осень с ласковым дождем
Зиму с горкой и катком.

Воспитатель: А теперь скажите, сколько лет Иринке?

Дети: Семь

Воспитатель: Не успели оглянуться, как пролетело лето, и наступила осень.

- Открываем ещё одну часть. Сколько всего частей открыто?

(Три четвертых).

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитатель: Что осенью может сказать Земля Воде.

Театрализация:

Земля: Мне уже очень сыро и мокро, мои цветы завяли, и деревья теряют свою листву

Воспитатель: Давайте и мы с вами проследим за падающим листочком.

Зрительная гимнастика: наш листочек растет на самой макушке дерева, (подняли только глаза), а теперь он медленно падает на землю. А вот ветер закружил наш листик, а, теперь, плавно качаясь, из стороны в стороны падает на землю.

Воспитатель: У вас тоже листики, только они легли в ряд. Надо раскрасить листочки, но так, чтобы таких комбинаций не было (блоки Дьеныша)

Воспитатель: Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла… Зима.

Откроем еще одну часть. Назовите зимние месяцы(ответы детей)

Воспитатель: Какой самый главный зимний праздник? (ответы детей)

У нас было много подарков, может, что-то осталось?

Игра: «Чудесный мешочек» (геометрические формы) шар, куб, призма, конус

Воспитатель: Давайте спросим у воды, сможет ли она принять такие формы?

Дети: Сможет, когда замерзнет

Воспитатель: У нас все окружающие предметы напоминают геометрические формы. Возьмите картинку на столе, выходите в группу и найдите соответствующую геометрическую форму.

Дидактическая игра: « Подбери к форме»

Воспитатель: Вот и прошла Зима. После зимы наступит снова… Весна.

Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

Какие еще явления в нашей жизни проходят по кругу?

Воспитатель: Какое время года можно назвать утро – года?

Дети: Весну

Воспитатель: давайте подберем к каждому времени года соответствующую, часть суток день будет… (лето)

вечер …(осень)

ночь -…(зима)

Игра: «Тройки»

Воспитатель: А теперь вы должны подобрать друг к другу картинку со временем года, слово и часть суток, и встать тройками.

(раздаю детям карточки со временами года, частями суток и названиями времен года)

Дети: встают тройками: утро - весна-картинка, день - лето-картинка, вечер - осень-картинка, ночь-зима-картинка.

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у всех времен года.

Вспомнили названия всех двенадцати месяцев.

- Нам пора возвращаться. Где же наше колечко?

(Находим колечко, а под ним маленькие календарики).

Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу?

Дети: В календаре

Воспитатель: Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.

Рассматриваем календари, находим двенадцать месяцев.