Задачи:
- Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Расширять знания о геометрических представлениях: угол, точка, линия, часть круга, геометрических формах.
- Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы
- Воспитывать любовь к природе
Материал к занятию:
Демонстрационный:
- Игра «Чудесный мешочек» с геометрическими формами.
- Четыре картинки: весна, лето, осень, зима.
- Четыре картинки: утро, день, вечер, ночь.
- Четыре карточки со словами: Весна, Лето, Осень, Зима
- Четыре куклы модели:
- Огня - кукла мальчик с рыжими волосами,
- Земля – кукла в сарафане с караваем,
- Воздух – кукла ветер, мальчик с развевающими волосами,
- Вода – кукла в голубом сарафане с кувшином.
Раздаточный:
- На столах у детей линейки, простые и цветные карандаши.
- Круги (вырезаются два круга одинакового размера: один белого цвета другой цветной, делаются надрезы до центра и вставляются один в другой, при повороте в противоположные стороны они крутятся).
На белом листе делаем заготовку: делим круг на четыре части; в первой пишем буквы МАМ и точка О, точка П, точка Т; во второй буквы ИИА и буквы АМРОШАК под ними цифры 7312546; в третьей рисуются листики в ряд и буквы СОН; в четвертой буквы ДЯФ.
- Предметные картинки
- Календари на каждого ребенка.
Конспект занятия
Звенит будильник.
Воспитатель: Ребята, чтобы это значило? Сколько времени сейчас?
(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, тут и записка, а в ней загадка.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят
Друг друга не находят
Кто такие? (месяцы)
Воспитатель: А если двенадцать месяцев, то, как это назвать?
Дети: год
Воспитатель: У нас настоящий ребус получился и нам надо его разгадать.
Зазвенел будильник, приглашает нас в путешествие. Это раз.
Часы показывают время, загадка про год. Это два.
Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?
Дети: по временам года
Воспитатель: У меня есть волшебное колечко, которое поможет нам совершить сказочное путешествие по целому году. Кто помнит, из какой оно сказки?
Дети: двенадцать месяцев
Воспитатель: Кто помнит, что нужно сделать с колечком?
Дети: Нужно бросить его и сказать:
Ты катись, катись колечко
На весеннее крылечко
В летние сени, в теремок осенний
Да по зимнему ковру
К Новогоднему костру.
(дети бросают и произносят слова)
Звучит музыка.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Перед вами круги, это целый год.
С какого времени года мы начнем свое путешествие?
Дети: С весны
Воспитатель: А чтобы было интереснее, мы возьмем с собой наших друзей:
4 стихии. Назовите их.
Дети: земля, вода, огонь, воздух
Воспитатель: Сколько всего времен года?
Дети: Четыре: весна, зима, лето, осень
Воспитатель: если круг это целый год, то одно время года какую часть будет составлять?
Дети: Одну четвертую
Воспитатель: на наших кругах мы открываем одну четвертую.
Проверим, какие буквы мы видим? (МАМ)
Кто догадался, что они обозначают?
Дети: Это первые буквы весенних месяцев: март, апрель, май
Воспитатель: Какие весенние явления природы вы знаете?
Дети: Капель, тает снег, земля прогревается, появляются первые цветы, трава, распускаются почки на деревьях, солнце греет, день становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: Но не зря же мы с вами взяли с собой наших друзей: четыре стихии.
Выставляю на доске модели:
- Огня- кукла мальчик с рыжими волосами,
- Земля – кукла в сарафане с караваем,
- Воздух – кукла ветер, мальчик с развевающими волосами,
- Вода – кукла в голубом сарафане с кувшином.
Воспитатель: Давайте представим, что может сказать Земля – Солнцу.
(вызываю детей: один будет, Солнце, а другая – Земля)
Театрализация:
Диалог детей
Земля: пригревай меня лучше, чтобы быстрее растаял снег; свети ярче, чтобы быстрее распустились почки и т.д.
Солнце: буду стараться, если меня не закроет туча и ветер не будет гонять облака.
Воспитатель: Солнце посылает свои лучи на землю. Давайте и мы с вами нарисуем лучи, но так, чтобы они образовали углы. Из точки О острый угол, из точки П –прямой, из точки Т – тупой.
Дети выполняют задание.
Физминутка:
Вот стоит изба
Может в ней весна?
Тук-тук-тук!
Разбудил весну этот стук.
Распахнулись ворота
И пришла весна – красна!
Разбудила лес весенний
Землю солнышком согрела.
Воспитатель: Солнце разогрело Землю, земля ожила, проснулась, и наступило… (лето).
Воспитатель: Сколько ещё частей мы откроем на нашем круге?
Дети: Одну четвертую
Воспитатель: Сколько всего частей открылось?
Дети: Две
Воспитатель: Какая часть получилась?
Дети: Одна вторая или половина года
Воспитатель: У нас говорят полгода. Какие буквы вы видите? ИИА
Назовите летние месяцы
Дети: июнь, июль, август
Воспитатель: Давайте снова представим, что может сказать Вода Земле?
Театрализация:
Вода: Я тебя поливаю дождем, я тебя умываю росой, а ты радуй нас яркими цветами, сладкими ягодами, высокими деревьями.
Воспитатель: Давайте и мы с вами погуляем по лужайке и полюбуемся цветами. А какие цветы мы увидим, вы узнаете, если правильно по порядку расставите цифры и соответствующие буквы.
Ребус:
А | М | Р | О | Ш | А | К |
7 | 3 | 1 | 2 | 5 | 4 | 6 |
Дети работают.
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение:
Семилетняя Иринка
Рвет ромашки и поет:
Я люблю весну с ручьями
Лето с пышными цветами
Осень с ласковым дождем
Зиму с горкой и катком.
Воспитатель: А теперь скажите, сколько лет Иринке?
Дети: Семь
Воспитатель: Не успели оглянуться, как пролетело лето, и наступила осень.
- Открываем ещё одну часть. Сколько всего частей открыто?
(Три четвертых).
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: Что осенью может сказать Земля Воде.
Театрализация:
Земля: Мне уже очень сыро и мокро, мои цветы завяли, и деревья теряют свою листву
Воспитатель: Давайте и мы с вами проследим за падающим листочком.
Зрительная гимнастика: наш листочек растет на самой макушке дерева, (подняли только глаза), а теперь он медленно падает на землю. А вот ветер закружил наш листик, а, теперь, плавно качаясь, из стороны в стороны падает на землю.
Воспитатель: У вас тоже листики, только они легли в ряд. Надо раскрасить листочки, но так, чтобы таких комбинаций не было (блоки Дьеныша)
Воспитатель: Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла… Зима.
Откроем еще одну часть. Назовите зимние месяцы(ответы детей)
Воспитатель: Какой самый главный зимний праздник? (ответы детей)
У нас было много подарков, может, что-то осталось?
Игра: «Чудесный мешочек» (геометрические формы) шар, куб, призма, конус
Воспитатель: Давайте спросим у воды, сможет ли она принять такие формы?
Дети: Сможет, когда замерзнет
Воспитатель: У нас все окружающие предметы напоминают геометрические формы. Возьмите картинку на столе, выходите в группу и найдите соответствующую геометрическую форму.
Дидактическая игра: « Подбери к форме»
Воспитатель: Вот и прошла Зима. После зимы наступит снова… Весна.
Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.
Какие еще явления в нашей жизни проходят по кругу?
Воспитатель: Какое время года можно назвать утро – года?
Дети: Весну
Воспитатель: давайте подберем к каждому времени года соответствующую, часть суток день будет… (лето)
вечер …(осень)
ночь -…(зима)
Игра: «Тройки»
Воспитатель: А теперь вы должны подобрать друг к другу картинку со временем года, слово и часть суток, и встать тройками.
(раздаю детям карточки со временами года, частями суток и названиями времен года)
Дети: встают тройками: утро - весна-картинка, день - лето-картинка, вечер - осень-картинка, ночь-зима-картинка.
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у всех времен года.
Вспомнили названия всех двенадцати месяцев.
- Нам пора возвращаться. Где же наше колечко?
(Находим колечко, а под ним маленькие календарики).
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу?
Дети: В календаре
Воспитатель: Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.
Рассматриваем календари, находим двенадцать месяцев.