Программа "Ребенок в мире познания"

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Пояснительная записка к программе.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Дети старшего дошкольного возраста способны к освоению элементарных представлений о пространстве и времени, движении и покои, изменении и развитии, живом и неживом, строении, назначении, материалах предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Программа «Ребенок в мире познания» носит инновационный характер и является обобщением экспериментальной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №21 «Звёздочка» г. Нижневартовска.

В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем:

  • «Живая природа»,
  • «Неживая природа»,
  • «Физические явления»,
  • «Человек»,
  • «Рукотворный мир»;

и блоков деятельности:

  • Информационного,
  • Действенно-мыслительного,
  • Преобразования.

Цель программы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи программы:

  1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявлению творческих способностей.
  2. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
  3. Развитие мыслительных способностей: анализа, классификации, сравнения, обобщения.
  4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: коммуникативности самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Особенности программы:

  1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  2. Освоение дошкольниками операций, действий, движений познавательно- исследовательской деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
  3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
  4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно ставить проблемы, выдвигать предположения, анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у  ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
  5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

II. Содержание познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Живая природа.

Растения и животные как живые организмы, которые растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве). Строение, функции и значение частей растений. Видоизменение частей растения, его связь с выполняемыми функциями. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. Многообразие живых организмов, их приспособление (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках): к среде обитания; сезону; экологической системе; природной (климатической) зоне. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и пр.). Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. Характерные особенности сезонов (времен года): в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков и др.; в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни; в разных климатических зонах. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов: пруд, лес, луг, город. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы: тундра, смешанный лес (тайга), пустыня, джунгли, Арктика и Антарктика.

Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы: живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа.

2.2. Неживая природа.

Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое): свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества); переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед), условия, необходимые для этого перехода (температура); круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

Планета Земля: рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток; природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

Космос, Солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный – Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.

2.3. Физические явления.

  1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.
  2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.
  3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
  4. Электричество, условия его возникновения, свойства электричества, материалы - проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи).
  5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
  6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.
  7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
  8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

2.4. Человек.

  1. Человек – живой организм: особенности строения человеческого тела; особенности строения и функционирования органов и систем; человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных.
  2. Человек – пользователь природы: экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.); роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф; выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития; использование растений и животных, искусственный отбор.

2.5. Рукотворный мир.

  1. Предмет как таковой: строение, функции, форма, размер, цвет, назначение; свойства материала; качество материала; связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением. Предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека.
  2. Предмет – творение человеческой мысли: многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования; ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее); возможность сделать предмет удобным и красивым; связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

Методические рекомендации к программе.

Программа «Ребенок в мире поиска» предполагает комплексное решение ряда задач познавательного, социального, экологического развития детей, реализуемых в ходе познавательно-исследовательской, экспериментальной и преобразующей деятельности. Кроме того, разработанное содержание можно использовать как самостоятельный материал для кружковой работы с детьми в ДОУ.

Предлагаемый примерный план исследовательской деятельности предполагает коррективы, проявления творчества педагога, обусловленные спецификой основной образовательной программы по которой строится образовательный процесс в дошкольном учреждении и с учетом индивидуальных возможностей детей группы.

Вместе с тем организация образовательной работы по программе имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для ее реализации. В частности, она определяет задачи по блокам деятельности.

Цель информационного блока – помочь ребенку получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности.

Для реализации этого блока необходимо использовать организованное обучение (занятия, экскурсии), совместную деятельность воспитателя и ребенка (чтение, беседы, просмотр кино- и диафильмов), самостоятельную деятельность детей (рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и т.д.). Приоритетными являются опосредованные способы взаимодействия вместе, на равных, как партнеры.

При организации познавательных занятий – педагогу необходимо учесть задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, облечь (образно говоря, «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Это можно сделать с помощью занятий с использованием познавательно-исследовательской деятельности условно названных по типу исследований доступных дошкольникам, позволяющих им занять активную исследовательскую позицию:

1) Занятия с использованием элементарных опытов (экспериментирования) с предметами и их свойствами – освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.).

2) Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.).

Организуя занятия в рамках данного типа, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например образцы минералов) или образный - множество иллюстративных карточек-вырезок (например изображения различных видов транспорта). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Этот материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт – воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.

Классификационная таблица должна быть достаточно велика по размеру и «открыта» для дополнения. На занятии она заполняется лишь отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.

3) Занятия – путешествия по карте: освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).

Для занятий путешествия по карте в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т. п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. Это повод для того, чтобы освоить стороны света, названия океанов и частей света, сравнить их растительный и животный мир, узнать, как живут там люди, чем занимаются. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света: что присуще именно той, а не другой (для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг, для Африки – жираф и барабан «тамтам», для Антарктиды – пингвины и исследователи-полярники и т.д.).

Постепенно в ходе занятий физическая карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная им совместно с детьми) «оживает» – заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.

4) Занятия путешествия по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.п.).

Для путешествий во времени нужна карта-панно, опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» – «старина» – «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).

Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Такими символами-«метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города).

В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям). Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в – «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам.

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей).

Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. В действенно-мыслительный блок включены практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования. В зависимости от направленности их можно разделить на две группы:

  1. Для получения познавательного эффекта (пробующие, обобщающие способы практического исследования ситуации).
  2. Для достижения определенного практического эффекта.

Кроме того, действенно-мыслительный блок представлен моделированием. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Работу следует направлять на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

  • конкретными (отображающими структуру отдельного объекта);
  • обобщенными (обобщающими структуру класса объектов);
  • условно-символическими (передающими не наглядные отношения).

Усложнение в работе с моделями определяется: действиями с моделями; характером моделей; содержанием моделей.

Если вначале идет моделирование отдельных конкретных действий, то в дальнейшем создаются модели, имеющие обобщенный смысл, отображающие существенные черты объектов и ситуаций, т.е. модели деятельности.

Цель блока преобразования – создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

Основным показателем творческого отношения дошкольника к миру – стремление ребенка к преобразующей деятельности, когда он может участвовать в совершенствовании окружающего. Этому способствует опора на актуальные потребности детей (желание участвовать в эстетическом и функциональном преобразовании предметов, явлений).

Наиболее важным компонентом творческого отношения к миру является его эмоционально-мотивационная основа. Поэтому необходимо использовать эмоционально насыщенный материал для практических преобразований, что в свою очередь активизирует развитие новых мотивов в деятельности. Представления детей, обобщенные умения, направленные на рассмотрение окружающих явлений в их взаимосвязи, сформированные в ходе поисковой деятельности, способствуют развитию перспективного взгляда на окружающую действительность, т.е. прогнозированию изменения предметов и событий.

Условно выделяются три составляющие образовательного процесса.

  1. Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, рассматривание, чтение, труд, общение и пр.).
  2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях.
  3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, движении, экспериментировании, конструировании, общении и др.), а также на занятиях по развитию речи, художественному труду, рисованию, лепке и пр.

В основе планирования лежит последовательность работы с детьми над одной из тем (от накопления познавательного опыта к его систематизации и далее к использованию и преобразованию в деятельности).

В планировании, представленном в программе в качестве варианта, выделены следующие формы работы:

  • познавательное занятие (I блок организации педагогического процесса);
  • совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты и эксперименты (П блок);
  • наблюдение и труд в уголке природы и на участке;
  • совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы (II блок);
  • самостоятельная деятельность детей (III блок);
  • развлечения.

Основой для распределения материала программы в учебном плане ДОУ служат задачи информационного блока, реализуемые в форме занятия, т.е. соблюдается принцип тематического планирования (Приложение 2).

Распределение задач информационного блока на учебный год можно осуществить, исходя из логики образовательной программы ДОУ по разделу «Ознакомление с окружающим» в расчете на 34–36 познавательных занятий в год (1 раз в неделю). Именно тема и задачи познавательного занятия определяют выбор других форм деятельности детей.

Главная цель материала по планированию – показать подходы, логику реализации программы, помочь на начальных этапах работы по программе.

Программа реализуется через создание условий для проявления собственной активности детей, и прежде всего в их самостоятельной (III блок) и совместной с взрослым деятельности (II блок) с учетом интересов детей. Тактика педагогического руководства должна строиться по принципу сотрудничества.

В свете изложенного можно рассматривать организацию исследовательской, экспериментальной деятельности детей как принцип педагогической деятельности. Руководствуясь им, можно разрабатывать собственные содержание и формы работы с детьми, искать собственные пути в решении задачи по созданию оптимальных условий соотношения процессов развития и саморазвития.

Программные задачи и их поэтапная реализация (Приложение 1).

Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2).