Цели: повышать грамотность школьников; прививать интерес к предмету; развивать речь, внимание, мышление и память.
Ход мероприятия
Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир – это состязание. Сегодня будет состязаться две команды. Первый конкурс называется «Вопрос-ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов.
Конкурс 1. Разминка «Вопрос – ответ»
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6)
- Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)
- Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
- Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (подлежащие)
- Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (когда эти существительные женского рода)
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
- Как определить род имён прилагательных? (род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится)
Конкурс 2. «Собери пословицу»
Каждая команда получает конверт со словами, из данных слов нужно составить 4 пословицы о труде и лени.
- Труд , лень, кормит, а, портит, человека.
- Чтобы, в воду, надо, съесть, рыбку, лезть.
- Хочешь, печи, есть, на, сиди, калачи, не.
- Без, жить, небо, дела, только, коптить
ОТВЕТЫ:
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
- Без дела жить – только небо коптить.
Конкурс 3. «Как правильно»
- Тюль (тонкий или тонкая)
- Кофе (сладкое или сладкий)
- Пенальти (точный или точное)
- Кашне (шёлковое или шёлковая)
- Мозоль (сухой или сухая)
- Салями (вкусная или вкусное)
- Желе (вкусный или вкусное)
- Шампунь (ароматный или ароматная)
- Бра (хрустальный или хрустальное)
- Моль (вредная или вредный)
- Бандероль (тяжёлый или тяжёлая)
- Олень (красивый или красивая)
Конкурс 4. Филфорд «Антонимы»
Нужно найти в филфорде антонимы (слова противополож- ные по смыслу) к данным словам.
- Встреча -…
- Друг – …
- Зло – …
- Мороз – …
- Польза – …
- Родина – …
- Шум – …
- Красота – …
- Тревога – …
- Начало – …
Щ | Н | Б | Ч | У | Ю | Ф | В | Е | И |
И | Д | О | А | Ж | Б | И | К | Т | Н |
К | О | О | Р | Ж | А | Н | С | И | Ч |
Ц | Б | Ш | П | А | Р | А | Т | Ш | Р |
В | Р | С | О | Р | К | В | Р | И | В |
А | О | Р | К | О | Ь | Д | Е | Н | А |
О | И | А | В | Й | М | В | П | В | Т |
В | Н | З | Л | У | К | А | Т | Р | А |
Т | У | Р | К | О | Н | Е | Ц | Е | Г |
С | Д | О | Н | О | Г | С | У | Ч | З |
Конкурс 5. Конкурс капитанов
Из букв слова «Грамматика» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто больше, тот и победил.
Подведение итогов и награждение победителей
Литература:
- АБВГД – сказки, игры и уроки, №3, 1999.
- АБВГД – сказки, игры и уроки. №4, 2003.
- Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня. – М.: ВАКО, 2008.