Цели: Содействовать обобщению, закреплению и систематизации знаний учащихся о конструировании юбки. Развивать пространственное воображение, эстетический вкус. Воспитывать способность к преодолению трудностей, настойчивость, уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование:
- девиз урока «Семь раз отмерь – один раз отрежь» (плакат);
- сканворд «Эрудит» (Приложение 3);
- зашифрованная таблица;
- раздаточный материал: красные и зелёные карточки для задания «верю – не верю»;
- карточки Ст, Сб, Дст, Ди для игры «Лото» (Приложение 2);
- карточки для задания «Найди пару» (Приложение 4);
- «черный ящик» с образцом клиньевой юбки;
- таблица «Буквенная абракадабра»;
- индивидуальная оценочная ведомость (Приложение 1)
Для учащихся: тетрадь, письменные и чертёжные принадлежности.
Ход урока
I. Организация начала урока.
приветствие, отметить отсутствующих на уроке по журналу, проверить готовность к уроку.
II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
К уроку сегодня готовы все, начнём урок. У нас сегодня он необычный: в течение нескольких уроков мы с вами занимались конструированием и моделированием очень интересного изделия – юбки. Настало время обобщить все полученные за это время знания о юбках, их конструировании. Беседа:
Вопрос | Предполагаемый ответ |
Что интересного вы узнали о юбке? | Юбка стала самостоятельным видом одежды лишь в конце XIX – начале XX века, когда из-за удобства ношения лиф – верхнюю часть платья отделили от нижней – собственно юбки |
А разве до этого юбки не носили? | Носили, но только в качестве белья – их называли нижними юбками |
Что общего было у всех видов юбок вплоть до начала XX века? | Длина. Юбки были длинными, закрывали ноги женщины. |
Можем ли мы однозначно утверждать, что юбка – это исключительно предмет женской одежды? | Нет, юбка – это не только женская одежда, например, в Шотландии юбки носят мужчины. |
Может быть, вы знаете название шотландских мужских юбок? | Килт |
Так, молодцы! А не поэтому ли мы с вами называем юбки в складку, сшитые из ткани в клетку, «шотландками»?
III. Этап обобщения ранее полученных знаний.
Приступаем к выполнению заданий. Перед вами находятся индивидуальные оценочные ведомости ведомости, в которых вы будете фиксировать ваши ответы. В конце урока мы подведём итоги и выставим оценки. Прошу вас быть внимательными и очень активными.
Итак, задание первое: отгадываем сканворд «Эрудит». Девочки в течение нескольких минут знакомятся с заданиями сканворда и вписывают ответы в соответствующие клетки. По истечении времени учитель открывает на демонстрационном образце правильные ответы, предварительно попросив девочек зачитывать варианты своих ответов. Девочки подсчитывают количество правильных ответов и отмечают в индивидуальных ведомостях.
Приложение 3
Задание второе: игра «Верю – не верю». Каждой ученице раздаются по две карточки красного и зелёного цвета.
Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете зелёную карточку, если не согласны – красную.
- Юбки относятся к плечевой группе изделий – красная карточка
- Брюки относятся к поясной группе изделий – зелёная карточка
- Прямые юбки могут быть одно-, двух- и трёхшовными – зелёная карточка
- Основу покроя конических юбок составляет клин – красная карточка
- Заднее полотнище прямых юбок шире переднего – красная карточка
- В прямых юбках нити основы располагаются вдоль изделия – зелёная карточка
- Клиньевые юбки могут состоять из 4, 6, 8, 10, 12 клиньев – зелёная карточка
- Мерка Сб необходима при раскрое всех видов юбок – красная карточка
- Чертёж основы прямой юбки строится на половину фигуры – зелёная карточка.
Количество правильных ответов отмечается в индивидуальной ведомости.
Задание третье: обозначьте конструктивные линии на шаблонах прямой юбки и назовите элементы выкройки прямой юбки (девочки работают индивидуально), по окончании работы представляется плакат с правильно выполненным заданием для самооценки. Количество правильных ответов фиксируется в индивидуальном протоколе.
Линия талии, линия бёдер, линия низа, линия бока, линия вытачек
Задание четвёртое: игра «Лото»
Для каждого фасона юбки подобрать карточки с необходимыми мерками для построения чертежа данной юбки.
- Прямая юбка = Ст + Сб + Дст + Ди
- Коническая юбка = Ст + Ди
- Клиньевая Юбка = Ст + Сб + Дст + Ди
Физкультминутка: (см. http://iemcko.narod.ru/5802.html)
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились Ниже дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! |
Руки разводим в стороны Наклоны вперед |
Задание пятое: игра «Найди пару». Девочкам раздаются комплекты из трёх видов карточек: обозначения мерки, названия мерки и назначения мерки. Необходимо установить соответствие:
Полуобхват талии – Ст – Определение длины пояса, расчёт вытачек
Полуобхват бёдер – Сб – Определение ширины изделия
Длина спины до талии – Дст – Определение расстояния от линии талии до линии бёдер
Длина изделия – Ди – Определение длины изделия
Результат, количество правильно собранных цепочек, фиксируется в индивидуальной ведомости.
Задание шестое: Вашему вниманию предлагается зашифрованная таблица с названиями терминов по швейному делу, необходимо их как можно больше расшифровать.
и | т | н | а | с | н | а | ю |
м | е | м | й | о | о | в | я |
р | т | м | е | р | ю | а | к |
л | о | п | о | к | б | л | е |
о | т | р | и | а | к | о | л |
у | н | и | п | с | о | е | п |
а | е | щ | у | о | л | а | к |
к | д | а | с | к | р | о | м |
Зашифрованы слова: покрой, юбка, мерка, припуск, колокол, основа, лекало, сантиметр, кромка, усадка, полотнище.
Результат фиксируется в ведомости.
Задание седьмое: «Буквенная абракадабра». Составьте слова, подбирая их половину из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке.
оде | бавка |
ка | крино |
ия | вык |
ирование | жда |
ройка | мер |
лин | кетка |
при | модел |
ко | тал |
Слова: одежда, кринолин, выкройка, моделирование, талия, кокетка, прибавка, мерка.
Задание восьмое: «Чёрный ящик». В этой юбке расположение застёжки напрямую связано с чётным или нечётным количеством деталей: при чётном количестве она выполняется сбоку, при нечётном - сзади. (Клиньевая юбка).
Задание девятое: А сейчас в качестве итоговой игры нашего интеллектуального марафона блицтурнир:
- К каким швам относят шов вподгибку – краевым или соединительным? (краевым)
- Нитками какого цвета выполняют копировальные стежки? (контрастного)
- Смёточные стежки – это стежки временного или постоянного назначения? (временного)
- Как называют нити, идущие поперёк кромки? (уточные)
- Каково назначение припусков? (на выполнение швов)
- С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (слева или спереди)
- Что образуется по краям в процессе ткачества? (кромка)
- По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
- Для чего даётся прибавка? (на свободу облегания)
- От чего зависит выбор ткани на изделие? (от сезонности и назначения)
- На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (на лицевой)
- Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (большие)
IV. Подведение итогов урока.
Пришло время подвести итоги нашего интеллектуального марафона. Учитель объявляет результаты и выставляет оценки за урок. Набравшие более 49 баллов получают оценку 5, от 33 до 49 соответственно 4, менее 33 баллов оценку 3.
V. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Довольны ли вы его результатами?
- Какое задание вам показалось самым сложным?
Список использованной литературы:
- Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) – М.: Вентана – Граф, 2007. – 240с.
- Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии // Школа и производство. 2001. № 5. – С.50 – 52.
- Интернет-ресурсы:
- alimero.ru/blog/master-class/1230.html
- iemcko.narod.ru/5802.html