Обобщение знаний учащихся по теме "Конструирование юбки"

Разделы: Технология


Цели: Содействовать обобщению, закреплению и систематизации знаний учащихся о конструировании юбки. Развивать пространственное воображение, эстетический вкус. Воспитывать способность к преодолению трудностей, настойчивость, уважительное отношение к чужому мнению.

Оборудование:

  • девиз урока «Семь раз отмерь – один раз отрежь» (плакат);
  • сканворд «Эрудит» (Приложение 3);
  • зашифрованная таблица;
  • раздаточный материал: красные и зелёные карточки для задания «верю – не верю»;
  • карточки Ст, Сб, Дст, Ди для игры «Лото» (Приложение 2);
  • карточки для задания «Найди пару» (Приложение 4);
  • «черный ящик» с образцом клиньевой юбки;
  • таблица «Буквенная абракадабра»;
  • индивидуальная оценочная ведомость (Приложение 1)

Для учащихся: тетрадь, письменные и чертёжные принадлежности.

Ход урока

I. Организация начала урока.

приветствие, отметить отсутствующих на уроке по журналу, проверить готовность к уроку.

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

К уроку сегодня готовы все, начнём урок. У нас сегодня он необычный: в течение нескольких уроков мы с вами занимались конструированием и моделированием очень интересного изделия – юбки. Настало время обобщить все полученные за это время знания о юбках, их конструировании. Беседа:

Вопрос Предполагаемый ответ
Что интересного вы узнали о юбке? Юбка стала самостоятельным видом одежды лишь в конце XIX – начале XX века, когда из-за удобства ношения лиф – верхнюю часть платья отделили от нижней – собственно юбки
А разве до этого юбки не носили? Носили, но только в качестве белья – их называли нижними юбками
Что общего было у всех видов юбок вплоть до начала XX века? Длина. Юбки были длинными, закрывали ноги женщины.
Можем ли мы однозначно утверждать, что юбка – это исключительно предмет женской одежды? Нет, юбка – это не только женская одежда, например, в Шотландии юбки носят мужчины.
Может быть, вы знаете название шотландских мужских юбок? Килт

Так, молодцы! А не поэтому ли мы с вами называем юбки в складку, сшитые из ткани в клетку, «шотландками»?

III. Этап обобщения ранее полученных знаний.

Приступаем к выполнению заданий. Перед вами находятся индивидуальные оценочные ведомости ведомости, в которых вы будете фиксировать ваши ответы. В конце урока мы подведём итоги и выставим оценки. Прошу вас быть внимательными и очень активными.

Итак, задание первое: отгадываем сканворд «Эрудит». Девочки в течение нескольких минут знакомятся с заданиями сканворда и вписывают ответы в соответствующие клетки. По истечении времени учитель открывает на демонстрационном образце правильные ответы, предварительно попросив девочек зачитывать варианты своих ответов. Девочки подсчитывают количество правильных ответов и отмечают в индивидуальных ведомостях.

Приложение 3

Задание второе: игра «Верю – не верю». Каждой ученице раздаются по две карточки красного и зелёного цвета.

Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете зелёную карточку, если не согласны – красную.

  • Юбки относятся к плечевой группе изделий – красная карточка
  • Брюки относятся к поясной группе изделий – зелёная карточка
  • Прямые юбки могут быть одно-, двух- и трёхшовными – зелёная карточка
  • Основу покроя конических юбок составляет клин – красная карточка
  • Заднее полотнище прямых юбок шире переднего – красная карточка
  • В прямых юбках нити основы располагаются вдоль изделия – зелёная карточка
  • Клиньевые юбки могут состоять из 4, 6, 8, 10, 12 клиньев – зелёная карточка
  • Мерка Сб необходима при раскрое всех видов юбок – красная карточка
  • Чертёж основы прямой юбки строится на половину фигуры – зелёная карточка.

Количество правильных ответов отмечается в индивидуальной ведомости.

Задание третье: обозначьте конструктивные линии на шаблонах прямой юбки и назовите элементы выкройки прямой юбки (девочки работают индивидуально), по окончании работы представляется плакат с правильно выполненным заданием для самооценки. Количество правильных ответов фиксируется в индивидуальном протоколе.

Линия талии, линия бёдер, линия низа, линия бока, линия вытачек

Задание четвёртое: игра «Лото»

Для каждого фасона юбки подобрать карточки с необходимыми мерками для построения чертежа данной юбки.

  • Прямая юбка = Ст + Сб + Дст + Ди
  • Коническая юбка = Ст + Ди
  • Клиньевая Юбка = Ст + Сб + Дст + Ди

Физкультминутка: (см. http://iemcko.narod.ru/5802.html)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Руки разводим в стороны



Наклоны вперед

Задание пятое: игра «Найди пару». Девочкам раздаются комплекты из трёх видов карточек: обозначения мерки, названия мерки и назначения мерки. Необходимо установить соответствие:

Полуобхват талии Ст – Определение длины пояса, расчёт вытачек

Полуобхват бёдер – Сб – Определение ширины изделия

Длина спины до талии – Дст – Определение расстояния от линии талии до линии бёдер

Длина изделия – Ди – Определение длины изделия

Результат, количество правильно собранных цепочек, фиксируется в индивидуальной ведомости.

Задание шестое: Вашему вниманию предлагается зашифрованная таблица с названиями терминов по швейному делу, необходимо их как можно больше расшифровать.

и т н а с н а ю
м е м й о о в я
р т м е р ю а к
л о п о к б л е
о т р и а к о л
у н и п с о е п
а е щ у о л а к
к д а с к р о м

Зашифрованы слова: покрой, юбка, мерка, припуск, колокол, основа, лекало, сантиметр, кромка, усадка, полотнище.

Результат фиксируется в ведомости.

Задание седьмое: «Буквенная абракадабра». Составьте слова, подбирая их половину из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке.

оде бавка
ка крино
ия вык
ирование жда
ройка мер
лин кетка
при модел
ко тал

Слова: одежда, кринолин, выкройка, моделирование, талия, кокетка, прибавка, мерка.

Задание восьмое: «Чёрный ящик». В этой юбке расположение застёжки напрямую связано с чётным или нечётным количеством деталей: при чётном количестве она выполняется сбоку, при нечётном - сзади. (Клиньевая юбка).

Задание девятое: А сейчас в качестве итоговой игры нашего интеллектуального марафона блицтурнир:

  • К каким швам относят шов вподгибку – краевым или соединительным? (краевым)
  • Нитками какого цвета выполняют копировальные стежки? (контрастного)
  • Смёточные стежки – это стежки временного или постоянного назначения? (временного)
  • Как называют нити, идущие поперёк кромки? (уточные)
  • Каково назначение припусков? (на выполнение швов)
  • С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (слева или спереди)
  • Что образуется по краям в процессе ткачества? (кромка)
  • По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
  • Для чего даётся прибавка? (на свободу облегания)
  • От чего зависит выбор ткани на изделие? (от сезонности и назначения)
  • На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (на лицевой)
  • Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (большие)

IV. Подведение итогов урока.

Пришло время подвести итоги нашего интеллектуального марафона. Учитель объявляет результаты и выставляет оценки за урок. Набравшие более 49 баллов получают оценку 5, от 33 до 49 соответственно 4, менее 33 баллов оценку 3.

V. Рефлексия.

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Довольны ли вы его результатами?
  • Какое задание вам показалось самым сложным?

Список использованной литературы:

  1. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) – М.: Вентана – Граф, 2007. – 240с.
  2. Яркова И.В. Учебные игры в изучении технологии // Школа и производство. 2001. № 5. – С.50 – 52.
  3. Интернет-ресурсы:
    • alimero.ru/blog/master-class/1230.html
    • iemcko.narod.ru/5802.html