Творчество и деятельность определяет сегодня ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Активизировать учебную деятельность - значит решить одну из важнейших задач школы – учить учится. Активизация творческой, познавательной деятельности учащихся в большой степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроках. Я работаю над проблемой «Активизация мыслительной деятельности на уроках» уже четыре года. По этой проблеме обобщается опыт, состоялся творческий отчёт. В начальных классах учитель ведёт разные предметы, потому, планируя урок согласно его задачам и содержанию, я выбираю проблемно – поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников.
В целях активизации учебной деятельности использую такие методы, как беседа, рассказ, объяснение, показ приёмов работы, инструкционные карты.
Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания. Я использую такие задания, которые требуют от ученика самостоятельного формулирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий.
Например:
- Сформулируйте вопросы к содержанию рассказа, текста.
- Задайте вопросы отвечающему.
- Поставьте разумные вопросы к задаче.
- Подберите со страницы учебника такое задание домой, которое явилось бы продолжением и закреплением темы урока.
Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив, поэтому часто использую игровую форму. Игры в «вопросы и ответы» «школа» «аукцион» «пример другу» и т.д. активизируют мыслительную деятельность, вносят интерес в обучение. На уроках чтения для развития процессов активной мыслительной деятельности большое значение имеет выбор заданий самими учащимися. Например, предлагаю выбрать такой отрывок из текста, который можно прочитать по ролям, или подойдёт для пересказа, найдите отрывок, где заключена главная мысль.
Как проблемный вопрос часто звучит вопрос «что вам понравилось в этом произведении?» Предлагаю самим ребятам составить вопросы к обобщающему уроку. На уроках мои учащиеся оценивают не только процесс и результаты работы, но и поступки героев, характер рассказа, отношение автора к описываемым событиям.
По данным методистов начального обучения, почти 30% учащихся младших классов характеризуются медленным темпом чтения. Этот недостаток волнует и меня, так как существенно затрудняет понимания детьми текстов, задач, художественных произведений, а значит снижает эффективность учебной деятельности в целом.
Существует целый ряд психологических причин, отрицательно влияющих на скоростные характеристики навыка чтения. Я привожу некоторые задания, направленные на преодоление психологических причин, обусловливающих медленный темп чтения, «сложи слово». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая – на другой (пе – тух, сапо – ги). Нужно сложить так карточки, чтобы получилось осмысленное слово. «Словесные горки» ученику предлагается прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее из 15-16. Чем ниже будет ученик спускаться, тем труднее будет ему читать. Сумеет ли он добраться до самого нижнего слова?
«Найди слова» Ученику даю 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно быстро найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например: машина – малина, Мама – Миша, Таня – Толя, стойка – стайка. Часто даю задания для улучшения артикуляции «Произнеси быстро», Даётся стихотворная строфа или предложение и повторить его надо 10 раз подряд в слух без паузы и как можно быстрее. Все слова должны произносится чётко. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикуляции.
На уроках математики для формирования гибкости мышления решаю задачи и примеры различных типов, причем обязательно разбираем их, обсуждаем условие и особенности решения. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими или вообще с отсутствующими данными, а также с лишними данными. Используя задачи, которые вообще не решаются, дети устанавливают это сами и доказывают почему. К заданиям творческого характера относится и решение задач – шуток, задач на внимательность и смекалку, отгадывание ребусов, шарад. Для этого использую специальную тетрадь «Занимательный материал на уроках математики», где собран материал на сообразительность. Часто на уроках использую памятки, которые помогают учащимся правильно решать задачи, выполнять порядок действий, находить площадь и периметр прямоугольника. Постоянно на уроках звучат вопросы: «Почему?» «Зачем?» «Для чего?» «Как лучше сделать?» «Докажи» «Сравни» «Объясни». Очень серьёзно отношусь к выбору методов работы над текстовой задачей. Если числовые данные небольшие, то допускаю решение задачи графически и даже практически. Поиск плана решения задачи иногда провожу от вопроса к данным, а иногда от данных к вопросу. Запись в разных формах. Часто к задачам составляем обратные задачи, учу составлять краткую запись, строить чертёж к задаче. Широко применять дидактические игры на уроках математики. Игры расположила в конвертах по классам. Например, в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» «Домино с примерами» «Знаешь ли ты состав чисел?» «Круговые примеры» «Помоги исправить ошибку» «Лесенка» «Рыболовы». Прежде чем предложить игру ученикам, знакомлю их с инструкцией к ней. Многие игры строятся так, что ученики сами могут проверить себя, либо проверяют работу друг друга. Взаимоконтроль необходим при проведении игр » «Домино с примерами»» «Рыболовы». Игра не только влияют на усвоение материала, но и помогает формированию вычислительных навыков. Самая трудная тема 3 класса – «Деление многозначных чисел». Чтобы разнообразить упражнения и поддержать интерес к выполнению более трудных заданий, часто использую перфокарты с примерами по данной теме. На уроках математики, так и на других предметах, над развитием устной и письменной речи. Математическая речь должна быть содержательной, логичной, последовательной, ясной и точной. Стараюсь все эти требования реализовать в комплексе. На уроках математики использую загадки, что тоже активизирует мыслительную деятельность учащихся. Отбираю такие «загадки», которые содержат числа. При знакомстве с новой цифрой «загадка» может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Особенно эффективны «загадки», по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идёт речь. Эти и другие приёмы на уроках помогают добиться большой активности ребят. Постоянный поиск – гарантия успеха. Многие считают, что показателем познавательной активности детей на уроке являются их поднятые руки. Но я считаю, что множество поднятых рук бывает часто показателем лёгких вопросов. Я стараюсь на уроках спрашивать тех, кто руку не поднял, чтобы разобраться, что ученику показалось неразрешимым. На разных предметах стараюсь организовать дифференцированную работу группы учащихся, чтобы сильные не чувствовали превосходства, а слабые – ущемления достоинства. Уже со 2 класса, наряду с обычными, провожу контрольные работы текстового характера. Они включают в себя не 3, а до 20 заданий различной трудности. Ребята с большой охотой выполняют такие задания, потому, что имеют возможность выбора, а я как учитель делаю вывод, какие задания ребята не выбрали, значит, они вызывают затруднения, а на последующих уроках отрабатываем такие варианты. Я считаю, что активность ученика в руках учителя. Учитель должен научить школьника мыслить, добывать знания. Не забываю, что на уроке необходим эмоциональный настрой, ситуация ожидания, любопытство, мобилизующие начало, целенаправленность урока. Очень сложен процесс усвоения природоведческих знаний младшими школьниками. Я включаю в процесс усвоения изучаемого материала систему познавательных знаний: распознавание объектов по признакам, сравнение, выделение главного, установление взаимосвязей, конструирование, доказательство. Для активизации логического мышления на уроках природоведения заставляю участвовать:
- зрение, когда рассматривают картину, таблицу, карту и др. наглядность
- привожу к участию голос, слух.
- привожу к участию мускульное чувство рук, осязание и обоняние и вкус, если изучаем предметы, это допускают.
Часто на уроках природоведения организовываю проблемную ситуацию. На уроках русского языка также есть возможность использовать задания - проблемы. Это подбор слов сходных и различных по смыслу, составить памятку, дать характеристику или составить сказку о какой-либо части речи, сделать предложения распространенным, составить рассказ по вопросам, по картинке, восстановить деформированный текст. Учу кратко передавать содержание текста, писать изложения. Чтобы заинтересовать детей, создать эмоциональный настрой к выполнению самостоятельной работы, показываю яркий рисунок или картинку какого-либо литературного героя или зверька, например лисы в красивом сарафане и платочке и говорю: «Я из леса к вам пришла и загадку принесла, кто загадку отгадает, тот оценку получает» в классе оживление, в глазах любопытство, интерес. Даже во время минутки чистописания, я не просто сообщаю букву, которую будем писать, а делаю это с привлечением ребусов, загадок, чтобы дети искали её. Для активации мыслительной деятельности использую также картинки, которые дают возможность работать, мыслить всем с учетом индивидуальных особенностей. Широкие возможности открываются для использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. Это перенос слов с мягким знаком, правописание безударной гласной, правописание кличек животных и др. Например, на уроке закрепления правила правописания безударных гласных в корне слова я сообщаю, что верное пользование этим правилом в письменной речи очень важно для понимания высказывания. И предлагаю проблемную ситуацию. На доске текст «Женя выходи вечером гулять с мечом». Рассказываю, что эту записку написал Женя своему другу Саше. Саша вышел на улицу, в руках у него игрушечный меч. Женя удивился: «мы же в футбол собирались играть». Мальчики поссорились. Помогите помириться друзьям. С помощью вопросов дети выясняют, из-за чего возникло недоразумение, каким правилом не умеет пользоваться Женя, подбирают и записывают проверочные слова к сочетаниям с мячом, с мечом и убеждаются, что из-за одной неверно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания. Делается вывод, что знание этого правила также необходимо, чтобы речь письменная была точной и понятной.
Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима последовательность проблемных ситуаций, их определенная система: сначала ставлю общую задачу, затем выясняю, кто из учащихся способны вывести правило. После формулировки идёт совершенствование правила. После изучения правила проводится проверка. Применяемый мною способ организации изучения орфографических правил развивает умение мыслить, применять на практике знания, формирует устойчивые орфографические навыки. Таким образом включение в структуру уроков продуктивных заданий, проблемных ситуаций является одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль, которые играют большую роль в развитии творческого мышления.
Литература:
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель, 2002
- Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008
- Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. 2Развитие логического мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002