По определению Я.А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способности и дарований человека. Задача педагога – насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир изобразительного искусства, создавать условия для детского творчества.
Программное содержание:
- закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя её элементы;
- развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте;
- совершенствовать технические навыки работы гуашью и тонкой кистью № 2-3;
- воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров, вызвать чувство сопереживания и желание помочь персонажам сказки.
Материал и оборудование:
- дымковские игрушки,
- иллюстративный материал по теме «Дымково»,
- бумажные силуэты коня (по количеству детей),
- гуашь, кисти № 2-3,
- панно «Дымковская улица»;
- фонограммы народных мелодий.
Предварительная работа:
- рассматривание предметов и иллюстраций декоративно-прикладного искусства,
- искусствоведческая беседа,
- дидактическая игра «Дымковское лото»;
- рассказ педагога и показ предметов, иллюстративного материала,
- ознакомление с элементами росписи, показ способов рисования.
Ход занятия
I. Вступительная беседа.
Жили, не тужили король Карандаш и королева Кисточка. Однажды скучно стало королю в своем государстве. И говорит он королеве:
– Поедем, матушка, королева Кисточка попутешествуем, на людей посмотрим, себя покажем.
Королева согласилась. Путешествовали они по разным царствам-государствам, заезжали в маленькие города и сёла. Но вот приехали они в одно государство, где все удивило наших государей: и народ, и животные в этой стране были красивые и нарядные.
Идут король с королевой по улице, а навстречу им индюк:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя.
Пошли они дальше. Навстречу им девица-водоноска.
За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка плывет
Ведра синие несет.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива!
Идут король с королевой дальше и видят разноцветных лошадок:
Ой, люли, ой люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые
Гордые, лихие.
Вопросы педагога:
– Догадались ребята, в какое село попали король с королевой? (Дымково.)
– Какие разные и в тоже время чем-то похожие дымковские игрушки и узоры на них.
– Какие цвета используют дымковские мастера в росписи своих изделий? (красные, оранжевые и т.д.)
– Из каких элементов состоит дымковский узор? (Круги, точки, линии, и т.д.)
– Загрустили Карандаш с Кисточкой, нет в их царстве таких ярких, красочных игрушек. Как же их развеселить? (Предложения детей.)
– Давайте, дети, распишем для их королевства силуэты коней, используя элементы дымковской росписи.
Показ педагога.
Педагог демонстрирует детям образцы расписных коней, обращая их внимание на расположение узора и закрашивание копыт, гривы, хвоста.
А затем предлагает подобрать узор для коня на палитре и перенести его на бумажный силуэт.
II. Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа с детьми по подбору элементов дымковского узора с использованием иллюстративного материала. Во время самостоятельной работы детей звучит музыка с записью народных мелодий.
III. Итог занятия.
Детские работы раскладываются на коллективном панно «Дымковская улица». Педагог проводит анализ работ детей.