Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Метод бучения: информационно-развивающий, исследовательский.
Форма работы: лекция, демонстрация, фронтальный эксперимент, компьютерное тестирование.
Формируемые умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.
Оборудование: набор грузов, динамометр.
ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Программа MyTestX, Power Point.
Цель урока:
- познакомить учащихся с силой тяжести и выяснить природу этой силы,
- раскрыть зависимость силы тяжести от массы тела,
- отработка экспериментальных навыков.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
- В результате чего может меняться скорость тела?
- Что такое сила?
- От чего зависит результат действия силы на тело?
II. Переходный момент.
Слайды с 2 по 6 – Презентация.
Почему мяч, выпущенный из рук, падает вниз?
Почему прыгнувший вверх человек вскоре снова оказывается внизу?
У всех явлений одна и та же причина – притяжение Земли.
III. Объяснение нового материала.
Долгое время люди верили религиозное учение о твордыни небесной, на которой бог будто бы поставил небесные светила. Луна и звезды якобы потому и не падают на Землю, что прикреплены к чему-то твердому наверху. Наука доказала, что никакой твердыни нет, на самом деле Луна движется вокруг Земли. Почему же Луна движется вокруг Земли, а не уходит от нее прочь? Ответ был дан после открытия закона всемирного тяготения.
1. Сила тяжести (определение). Слайды с 7 по 10
Слайд № 7 Наблюдения за природными объектами показывают, что все окружающие тела ощущают притяжение к Земле. Падает вниз вода фонтанов, водопадов и листья деревьев.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз к центру Земли.
2. Алгоритм построения силы тяжести на чертеже
- указать точку приложения силы (центр масс тела);
- построить перпендикуляр к поверхности Земли;
- направить стрелку вниз.
3. Сила тяжести (на чертеже).
Слайд 11
4. Единицы измерения силы тяжести.
Формула силы тяжести. Слайд 12
5. “Магический треугольник”.
Слайд 13
6. Зависимость силы тяжести от массы тела.
Поскольку притяжение тел, обладающих массой, к земному шару – это частный случай закона всемирного тяготения, то сила тяжести тем больше, чем больше масса тела. Такая зависимость в математике называется прямой пропорциональной. График зависимости силы тяжести от массы тела будет прямой линией, идущей через начало координат.
Слайды с 14 по 17
7. Определение ускорения свободного падания.
Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела – называют ускорением свободного падения. Слайд 18
IV. Динамическая пауза.
Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту). Слайд 19
V. Отработка экспериментальных навыков.
- Фронтальный эксперимент. Листок с заданием для фронтального эксперимента – Приложение. Слайды 20-21.
- Обсуждение результатов фронтального эксперимента. Слайды 22-23
VI. Постановка проблемного вопроса.
Для всех ли планет ускорение свободного падения одно и тоже? Слайд 24
VII. Закрепление нового материала.
Компьютерное тестирование: Программа MyTestX. Слайд 25
- Что такое сила тяжести?
- Как построить силу тяжести на чертеже?
- В каких единицах измеряют силу тяжести?
- По какой формуле рассчитывают силу тяжести?
- Как зависит сила тяжести от массы тела?
VIII. Домашнее задание.
Слайд 26
- § 24, 27.
- Выяснить физический смысл ускорения свободного падения.
- Сообщение: “Ускорение свободного падения на различных планетах”.