Наука - не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей.
Бернал
Цели занятия:
- развитие экологической культуры;
- развитие умения видеть экологическую проблему и находить пути её решения;
- формирование навыков применения знаний в нестандартных ситуациях.
- развитие аналитических способностей учащихся;
- формирование опыта творческой деятельности
- воспитание бережного отношения к природе, ко всему живому
- воспитание навыков сотрудничества.
I. Слово ведущего
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
II. Постановка творческой задачи
В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (банки от напитков, фольга от чая, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ занимаются мало. Это связано с тем, что мусор — совершенно уникальная по количеству компонентов смесь.
Выделение из нее веществ в чистом виде — дело очень трудоемкое и дорогое.
Пока найдено немного эффективных и простых способов переработки мусора. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики.
Вы сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов. Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Вычислите массовую долю каждого компонента в смеси.
III. Экспериментальная творческая задача «Проблема бытового мусора»
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
- Взвесить смесь. Извлечь железный порошок с помощью магнита. Для этого рассыпать смесь на листе бумаги и накрыть сверху другим листом. С наружной стороны верхний лист потереть магнитом, а затем перенести магнит вместе с листом и накрыть им чашечку Петри, после чего оторвать магнит от поверхности бумаги. Железный порошок упадет в чашку. Эту операцию следует повторить несколько раз, пока не будет выделено все железо. Для определения массовой доли железа его нужно взвесить.
- Высыпать оставшуюся смесь гранул полиэтилена с поваренной солью и песком в стакан с водой и перемешать стеклянной палочкой. Гранулы полиэтилена всплывут. Их следует собрать с поверхности, промыть водой, высушить и взвесить.
- Песок из раствора отделяется фильтрованием. Полученный фильтрат упаривается, а получившаяся соль высушивается в сушильном шкафу и взвешивается.
РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Железный порошок;
- гранулы полиэтилена;
- поваренная соль;
- речной песок;
- смесь из железного порошка, гранул полиэтилена, песка и поваренной соли массой около;
- магнит;
- два листа писчей бумаги;
- вода;
- пластмассовая ложка для сбора гранул полиэтилена с поверхности воды;
- фильтровальная бумага;
- фарфоровая чашка;
- стеклянная палочка;
- лабораторный штатив с кольцом
- весы;
- чашечка Петри;
- 2 химических стакана на 200 мл;
- 4 химических стакана на 50 мл;
- стеклянная воронка; 20) лабораторный штатив с кольцом
А. Подумайте: какое практическое применение может иметь решение задачи?
Б. Дана относительно простая смесь веществ, которые могут встречаться на свалках. При решении задания вы почувствуете, насколько эта проблема сложна и актуальна.
В. При решении этой задачи вы будете учиться использовать имеющиеся знания в нетрадиционных ситуациях.
Шаг 2 - Рассмотрите внимательно компоненты смеси, взятые в чистом виде. Запишите выявленные различия в их свойствах.
А. Для изучения свойств компонентов смеси вы можете провести эксперимент.
Б. Помните, чем больше вы будете знать о каждом компоненте смеси, тем лучше.
В. Не забудьте выяснить, что происходит с компонентами смеси в воде.
Шаг 3 — не могут предложить принцип решения задачи.
А. Какие выявленные вами различия в cвойствах веществ можно использовать для разделения смеси? Запишите перечень этих свойств
Б. Имейте в виду, что от вас не требуется разделить смесь сразу. Обычно отделают сначала один компонент, затем другой и т.д.
Шаг 4 — не могут составить план проведения эксперимента.
А. Перед тем как проводить эксперимент. полезно продумать последовательность операций. Если это не сделать, то вы обязательно что-то забудете выполнить вовремя.
Б. Запишите в тетради, что и как вы собираетесь делать.
Шаг 5 — не в состоянии самостоятельно провести эксперимент.
А. Необходимо показать, как выполняются те или иные операции.