Занятие экологического кружка на тему "Проблема бытового мусора"

Разделы: Внеклассная работа


Наука - не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей.
Бернал

Цели занятия:

  • развитие экологической культуры;
  • развитие умения видеть экологическую проблему и находить пути её решения;
  • формирование навыков применения знаний в нестандартных ситуациях.
  • развитие аналитических способностей учащихся;
  • формирование опыта творческой деятельности
  • воспитание бережного отношения к природе, ко всему живому
  • воспитание навыков сотрудничества.

I. Слово ведущего

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты прихо­дится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличе­ния количества мусора:

  • рост производства товаров массового потребления одноразо­вого использования;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к ис­пользованию вещи заменять новыми.

II. Постановка творческой задачи

В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (банки от напитков, фольга от чая, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ занимаются мало. Это связано с тем, что мусор — совершенно уникальная по количеству компонентов смесь.

Выделение из нее веществ в чистом виде — дело очень трудоемкое и дорогое.

Пока найдено немного эффективных и простых способов переработки мусора. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них дела­ют садовые скамейки и тазики.

Вы сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов. Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Вычислите массовую долю каждого компонента в смеси.

III. Экспериментальная творческая задача «Проблема бытового мусора»

ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

  1. Взвесить смесь. Извлечь железный порошок с помощью магнита. Для этого рассыпать смесь на листе бумаги и накрыть сверху другим листом. С наружной стороны верхний лист потереть магнитом, а затем перенести магнит вместе с листом и накрыть им чашечку Петри, после чего оторвать магнит от поверхности бумаги. Железный порошок упадет в чашку. Эту операцию следует повторить несколько раз, пока не будет выделено все железо. Для определения массовой доли железа его нужно взвесить.
  2. Высыпать оставшуюся смесь гранул полиэтилена с поваренной солью и песком в стакан с водой и перемешать стеклянной палочкой. Гранулы полиэтилена всплывут. Их следует собрать с поверхности, промыть водой, высушить и взвесить.
  3. Песок из раствора отделяется фильтрованием. Полученный фильтрат упаривается, а получившаяся соль высушивается в сушильном шкафу и взвешивается.

РЕАКТИВЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Железный порошок;
  2. гранулы полиэтилена;
  3. поваренная соль;
  4. речной песок;
  5. смесь из железного порошка, гранул полиэтилена, песка и поваренной соли массой около;
  6. магнит;
  7. два листа писчей бумаги;
  8. вода;
  9. пластмассовая ложка для сбора гранул полиэтилена с поверхности воды;
  10. фильтровальная бумага;
  11. фарфоровая чашка;
  12. стеклянная палочка;
  13. лабораторный штатив с кольцом
  14. весы;
  15. чашечка Петри;
  16. 2 химических стакана на 200 мл;
  17. 4 химических стакана на 50 мл;
  18. стеклянная воронка; 20) лабораторный штатив с кольцом

А. Подумайте: какое практическое применение может иметь решение задачи?

Б. Дана относительно простая смесь веществ, которые могут встречаться на свалках. При решении задания вы почувствуете, насколько эта проблема сложна и актуальна.

В. При решении этой задачи вы будете учиться использовать имеющиеся знания в нетрадиционных ситуациях.

Шаг 2 - Рассмотрите внимательно компоненты смеси, взятые в чистом виде. Запишите выявленные различия в их свойствах.

А. Для изучения свойств компонентов смеси вы можете провести эксперимент.

Б. Помните, чем больше вы будете знать о каждом компоненте смеси, тем лучше.

В. Не забудьте выяснить, что происходит с компонентами смеси в воде.

Шаг 3 — не могут предложить принцип решения задачи.

А. Какие выявленные вами различия в cвойствах веществ можно использовать для разделения смеси? Запишите перечень этих свойств

Б. Имейте в виду, что от вас не требуется разделить смесь сразу. Обычно отделают сначала один компонент, затем другой и т.д.

Шаг 4 — не могут составить план проведения эксперимента.

А. Перед тем как проводить эксперимент. полезно продумать последовательность операций. Если это не сделать, то вы обязательно что-то забудете выполнить вовремя.

Б. Запишите в тетради, что и как вы собираетесь делать.

Шаг 5 — не в состоянии самостоятельно провести эксперимент.

А. Необходимо показать, как выполняются те или иные операции.