Физико-математическая игра "Знание – сила"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • провести неформальный срез знаний по математике и физике;
  • пробудить любознательность учащихся;
  • развивать умственную, познавательную и творческую деятельности учащихся;
  • воспитывать волю к победе;
  • прививать культуру поведения.

Задачи:

  • Прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей.
  • Развивать интерес к занятиям физикой, математикой.
  • Развивать культуру умственного труда.
  • Научить учащихся отстаивать свои убеждения и вырабатывать общую позицию при ответе,  прислушиваться к мнению друг друга.
  • Вырабатывать у учащихся умения отвечать на нестандартные вопросы.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать тех, кто своими знаниями, умом, эрудицией завоевал честь представлять свой класс на интеллектуальной физико-математической игре «Знание-сила». Классик венгерской поэзии Лайош Кошшак в одном из своих стихотворений признаётся:

Если б я родился музыкантом,
я бы стремился
перебороть шумы мира
с помощью стройных звуков.
Если б я родился архитектором,
я бы строил людям
не квартиры, а домашние очаги.
Я одарил бы их
светом, цветом и тишиной.
Но поскольку я поэт,
Я хотел бы чётко и ясно
говорить на языке слов,
как математики говорят на языке чисел.

Ведущий: Итак, истинный математик должен обладать такими качествами, как точность и ясность восприятия и выражения мыслей. В какой же команде больше таких людей? Выясним в конце игры. Побеждает смелость, находчивость, знания.
Для начала давайте познакомимся (представление команд).
А сейчас разрешите представить наше жюри.

Ход игры

Игра будет проходить в 5 этапов, в течение которых, вы будете зарабатывать очки, мы будем называть их «квантиками». На каждом этапе свои условия, будьте внимательны! Команды получают стартовый капитал по 50 квантиков. На случай, если вы окажитесь банкротом, у нас есть банк, где вы можете 1 раз за всю игру взять кредит, который необходимо вернуть с процентами (5% от взятой суммы). И так, мы начинаем нашу игру. Удачи вам, ребята!

1этап «Спринт эрудитов»

Ведущий: Каждой команде предоставляется возможность ответить на 15 вопросов, ответ нужно выдать сразу. За каждый правильный ответ вы заработаете 5 квантиков.

1 команда

1. Сколько секунд в одной минуте? (60°)
2. Что стоит сверху в дроби? (Числитель)
3. Прибор для измерения давления. (Манометр)
4. Сколько градусов содержит прямой угол? (90°)
5. Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)
6. В каких единицах измеряется масса? (кг)
7. Чему равен модуль – 7? (7)
8. На что делить нельзя? (На 0)
9. «Эврика!» – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
10. На какой угол поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
11. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)
12. Чему равна половина от половины?  (1/4)
13. Хаотичное движение твёрдых частиц, взвешенных в жидкости или  газе? (Броуновское)
14. Кто «подчинил» алгебру геометрии, т. е. вывел геометрию на 1 место? (Евклид)
15. Скалярной или векторной величиной является сила? (Векторной)

2 команда

1. Сколько в одном часе минут? (60°)
2. Что стоит внизу у дроби? (Знаменатель)
3. Единица измерения давления. (Паскаль)
4. Сколько градусов в развёрнутом угле?  (180°)
5. Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)
6. Прибор для измерения силы. (Динамометр, силомер)
7. Число противоположное к 12. (– 12)
8. Что заменяет дробная черта? (Деление)
9. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение называется... (деформация)
10. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности. (Радиус)
11. Назовите наибольшее целое отрицательное число. (– 1)
12. Где самые длинные сутки? (Везде 24 часа)
13. Чему равна дюжина? (12)
14. 1-ая русская женщина-математик. (Софья Ковалевская)
15. Почему живую рыбу трудно держать в руках? (Мала сила трения)

Задание зрителям, пока жюри подводит итоги. Приложение.

2 этап «Своя игра»

Ведущий: На этом этапе вы можете увеличить свой капитал. На доске 12 задач по физике и математике. За правильный ответ можно заработать от 5 до 30 квантиков и потерять 5 квантиков за неправильный ответ. Если обе команды ошиблись, то штраф не взимается. Выбирайте задачи по очереди.

Задания по математике.

(5 квантиков)   Сколько концов у пяти с половиной палок? (12)
(10 квантиков)  60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)
(15 квантиков)   Арбуз стоит 20 рублей и ещё пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 руб.)
(20 квантиков)

2x – 3 = 1 февраль
7x – 4 = 9x – 12 апрель
48 – 5x = 3 (сентябрь)

(25 квантиков)  В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4 чашки)
(30 квантиков)  На одну чашку весов положили кусок мыла, на другую – 3/4 такого куска и ещё гирьку массой 60г. Весы оказались в равновесии. Какова масса куска мыла? (240г)

Задания по физике.

(5 квантиков) На подушку приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку. Почему? (Давление на голову меньше, т. к. больше площадь опоры)
(10 квантиков) Почему спортсмен перед прыжком делает разбег? (Явление инерции)
(15 квантиков) Лётчик на реактивном самолёте пролетел  100 км за 2,6 мин. Определите скорость самолёта в м/с. (615 м/с)
(20 квантиков) Масса бензина во время поездки уменьшилась на 10 кг. На сколько уменьшился вес автомашины? (100 Н)
(25 квантиков) Велосипедист за первые 20 мин проехал 24 км. Какой путь он пройдёт за 1,5 часа, двигаясь с той же скоростью? (108 км)
(30 квантиков) При погружении в жидкость на тело объёмом 2 дм3 действует сила 14,2 Н. Какая это жидкость? (Бензин, плотность равна 710 кг/м3)

3 этап «О, счастливчик!»

Командам – кроссворд. Каждый правильный ответ – 5 квантиков.

По горизонтали: 1) 2x – 6 = 2; 2) число, которое прибавляют; 3) сумма длин всех сторон треугольника; 4) число; 5) арифметическое действие; 6) число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре; 7) трудный путь от условия к ответу; 8) излишек; 9) S = Vt; 10) то, на что делят.

По вертикали: 11) угломер; 12) то, что стоит под чертой; 13) место, на котором стоит цифра в записи числа;      14) пятнадцатиминутное сумасшествие (школьное); 15) записная книжка ученика; 16) отрезок, делящий круг пополам; 17) числа, соединенные знаками действий (образец для подражания); 18) есть у уравнения и растения; 19) результат сложения; 20) он бывает натуральным; 21) записывается с помощью цифр.

Зрителям – игра с числами.

4 этап «Домашнее задание»

Ведущий: Научные сведения применяются умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно. Вопросы.

1) Каждый из вас летом лакомился морковкой с грядки. Сладкая, вкусная, так и хочется съесть. Да вот проблема: как вытащить морковку?

(Демонстрация опыта «Грузик на нитке» – инертность тел).

2) Надо ли сильно отталкиваться, спрыгивая со скейта или выходя из лодки, чтобы сделать это благополучно? (Опыт, демонстрирующий взаимодействие с тележками равной и разной массы).

5 этап  «Аукцион знаний»

Ведущий: На аукцион выставляется задача. Объявляется её стартовая цена и начинаются торги. Команда, заявившая максимальную цену, получает право ответа. Если ответ правильный, то заявленная сумма выдаётся команде. Если ответ неверный, то команда отдаёт эту сумму из своего капитала.

Задания по математике

(5 квантиков)  На чёрно-белой фотографии чёрный цвет составляет 40% площади. Эту фотографию увеличили в 4 раза. Какой процент составляет белый цвет на увеличенной фотографии? (60%)
(10 квантиков)  К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11раз)
(15 квантиков)  На пруду росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось, и на 28-й день зарос весь пруд, На какой день заросла половина пруда? (На 27 день)

Задания по физике.

(5 квантиков)  Большинство спутников планет не имеют атмосферы. Почему? (Сила притяжения мала)
(10 квантиков)  Почему при быстром подъёме на высоту, например, на самолёте или на скоростном лифте, у человека закладывает уши? (Быстро изменяется давление окружающего воздуха по отношению к давлению внутри уха)
(15 квантиков)  Водород и гелий под действием силы тяжести должны опускаться вниз. Но наполненные ими летательные аппараты поднимаются вверх. Почему? (Сила тяжести, действующая на летательные аппараты, наполненные водородом и гелием, меньше, чем выталкивающая сила, сила Архимеда)

Подведение итогов, подсчёт капитала.

Игра со зрителями.  (Приложение)

Аукцион призов

1. Универсальное средство для приятного досуга – … квантиков. (Кроссворды)
2. Популярное средство передвижения – … квантиков.  (Машина – брелок)
3. Подзарядное устройство – … квантиков.  (Шоколад)
4. Оказывается, что молчание не только золото, но и масса удовольствия – … квантиков. (Чупа-чупс)
5. Супер-тренажёр для лёгких, особо применим в праздничные  и  торжественные дни – … квантиков.   (Воздушный шар)
6. Вы сможете по-новому взглянуть на мир, оценить всю радугу его  образов и оттенков – … квантиков.  (Маркеры)

Ведущий: 

Да, много решено загадок
От прадеда и до отца,
И нам с тобой продолжить надо
Тропу, которой нет конца…