Название разработки: воспитательное мероприятие.
Название и форма проведения: «Здравствуй осень, золотая осень». Клубный час.
Пояснительная записка.
Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе, познакомить с характерными признаками осени.
Задачи: развить умение видеть в осень прекрасное время года; познакомить детей с осени приметами; развивать мышление, память, речь учащихся; прививать любовь к родному краю, к природе.
Оборудование:
- рисунки;
- поделки из природного материала;
- картины на тему «Золотая осень»;
- музыкальное сопровождение;
- природный материал: листья, шишки, желуди.
Форма проведения: Клубный час.
Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.
Возраст детей: 6–8 лет.
Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи пословицы, и поговорки на тему осени; делают поделки из природного материала, рисуют рисунки на тему «Золотая осень». Заранее подготовить слова и костюм для действующих лиц «Осень», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
План занятия:
- Организационный момент.
- Основные этапы занятия.
- Общее представление об осени, беседа по картинам.
- Конкурс «Убери урожай».
- Конкурс примет, пословиц и поговорок.
- Игра конкурс «Снегопад».
- Загадки об осенних явлениях.
- Шуточная викторина.
- «Веселый танец».
- Итог занятия.
- Рефлексия.
- Список литературы.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог сообщает тему, цель и задачи мероприятия.
II. Основные этапы занятия.
Звучит осенняя мелодия.
1-й обучающийся:
Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра,
Справилась природа и настала
Эта драгоценная пора.
Педагог: Ребята! О чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
2-й обучающийся:
Вот художник так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим
Кто художник этот….???
Ответ: Осень:
3-й обучающийся:
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист.
Осенник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер устал дорогу.
4-й обучающийся:
В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пестрые лежа.
Педагог: Сейчас я предлагаю вам посмотреть, на картины что представлены вам, что вы видите?
Дети: На картине Осень.
Педагог: А как вы узнали, что это осень?
Дети: На картине много желтого цвета, а желтый цвет это цвет осенних листьев. А еще идет листопад. Это тоже бывает осенью.
Педагог: Все верно. Вы очень хорошо отвечаете. А вы хотите, что вы осень к нам в класс заглянула?
Дети: Да очень хотим.
Педагог: Тогда давайте позовем Осень.
Дети: Осень, осень в гости просим!
Под музыку входит осень с букетом из листьев.
Осень: Здравствуйте, ребята! Пришла я в гости не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сами сейчас узнаете.
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к вам пришел?
Дети: сентябрь.
Осень: Месяц сентябрь народ четко назвал хмурнем – за хмурое небо. В сентябре – Титов день. В народе есть поговорка: «Тит последний гриб растит». Середина сентября – это начало бабьего лета, а длится оно всего неделю. Это пора прекрасной, теплой, бездождевой погоды, пора ярких солнечных красок. 27 сентября большой народный праздник – Воздвиженье. «Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет» – говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки урожая.
Педагог: Посмотри осень, как наши ребята умеют собирать урожай.
Проводится игра «Убери урожай». 2 команды по 5 человек. Кто быстрее перенесет овощи и фрукты со стола в пакет. Беря овощ или фрукт в руку, ребята называют его.
Осень: Хорошо и весело вы ребята играли. А вы знаете приметы, пословицы и поговорки об осени? Расскажите мне.
Приметы:
- Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
- Большой урожай рябины – к большим морозам.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко – так малы снега будут.
- Кроты и мыши делают большие запасы – к суровой и снежной зиме.
- Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
- Кошка мордочку прячет – на холод.
- Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
Пословицы и поговорки.
- Август варит, сентябрь – к столу подает.
- В сентябре лето кончается, осень начинается.
- Холоден сентябрь, да сыт.
- В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима.
- В ноябре зима с осенью борется.
- В ноябре тепло морозу не указ.
- Весна красна цветами, а осень – снопами.
- От осени к лету повороту нету.
Осень: Молодцы ребята! Много знаете вы примет, пословиц и поговорок. А какой же следующий месяц осени, вы знаете?
Октябрь:
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса
Молкнут птичьи голоса
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к вам явился?
Дети: октябрь.
Осень: Название этого месяца произошло от латинского слова «око» – восемь. У древних славян октябрь по календарю был так же восьмым, но назывался листопадником, листобоем – из-за завершения листопада. 14 октября – Покров. Считалось, что в этот день должен пойти первый снег.
Педагог и дети: А мы для тебя осень и для твоих братьев приготовили конкурс. Посмотри, пожалуйста.
Конкурс-игра «Снегопад». 2-3 участника на них одежда (куртка, шарф, шапка). Под музыку участники ходят по залу. На сигнал – хлопок, каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на тот стул, где застал его хлопок. Когда все 3 вещи сняты, раздается сигнал «снегопад». Выигрывает тот, кто правильно и быстрее найдет эти вещи.
Осень: Молодцы ребята. Весело играли. А теперь еще разок отгадаем, что за месяц к вам пришел?
Ноябрь:
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег
А еще похолодало
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле оземь ржи
Что за месяц подскажи?
Осень: Ноябрь – предзимье. Смотрины матушки зимы. Ноябрь считается внуком сентября, сыном октября и родным братом декабря. Есть в ноябре примета – «В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать».
Осень: А загадки вы любите?
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно... (Листопад)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Осень: Какие вы молодцы.
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в шуточную викторину.
- В каком сорте яблок спрятался Антон? (в антоновке)
- В каком овоще квакает лягушка? (ты-ква)
- В каком овоще каркает ворона? (кар-тофель)
- Назовите овощ, из которого можно стрелять? (лук)
- Какая часть двери есть в картофеле? (глазок)
- Назовите фрукт с именем девочки (груша)
Осень: Как хорошо отгадываете. Молодцы.
III. Итог занятия.
Педагог: Осень, дети для тебя приготовили подарок – танец. Давайте посмотрим.
Осень: Ну вот, ребята наш праздник подошел к концу. Пора прощаться. Расстаемся мы, не на всегда, а до следующей осени. Ребята, хотя наша встреча подходит к концу, но мне бы хотелось, что бы вы помнили о том, что у природы нет плохой погоды. Нужно беречь и охранять каждый уголок нашего края. И уходя, я хочу вас угостить осенними дарами. Осень раздает учащимся яблоки.
IV. Рефлексия.
Педагог: В завершение дети рисуют плакаты и рисунки на тему: «Осень к нам пришла», «Краски осени». Далее рисунки и плакаты развешиваются на стенде с целью ознакомления других с признаками осени. При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за участие. Отмечает яркие моменты, но при этом не упускает ошибок, которые были допущены.
Методические советы организаторам: мероприятие лучше проводить в кабинете биологии. Оформить выставку рисунков и плакатов об осени. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение (звуки осени, звуки дождя, звуки листопада и т.д.).
Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу.
Список литературы
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова "Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей."– М.: "Баласс" 2001. – 304 с.
- Составитель Н.А. Касаткина Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
- Стихи русских поэтов о природе. Времена года. – М., 1981.