Урок по информатике "Программное обеспечение"

Разделы: Информатика


Класс: 8 класс

Цель урока: проверить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”, познакомить с основными понятиями темы: программное обеспечение, его структура, прикладные программы и их назначение.

Задачи урока:

  • Образовательная: в результате урока учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение, что в него входит; какие программы относятся к прикладному программному обеспечению, учащиеся должны научиться применять знания по теме урока при работе на компьютере.
  • Развивающая: развитие универсальных учебных навыков, таких как: информационно-коммуникационные навыки, навык самоконтроля; развитие у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и решать поставленные учебные проблемы, задачи. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, творческого воображения.
  • Воспитательная: расширение познавательных интересов учащихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, интереса к изучаемому предмету, стремления к достижению значимого для себя результата; совершенствование навыков толерантности взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, проектор, мультемедийная презентация, тест по программному обеспечению, раздаточный материал.

План урока

    1. Организационный момент
    2. “Своя игра”
    3. Погружение в новую тему:
      1. Создаем структуру программного обеспечения
      2. Работаем с опорным конспектом
    4. Домашнее задание
    5. Физкультминутка
    6. Закрепление нового материала
    7. Тест
    8. Подведение итогов урока

Ход урока

    1. Организационный момент
    2. Звучит музыка Вивальди “Времена года” (Приложение 1)

      Учитель. Здравствуйте. Мы начинаем урок со звуков музыки Антонио Вивальди “Времена года” (слайд 1)

      (слушаем музыку)

      Учитель. Садимся.

      Учитель. Звуки музыки вовлекают нас в новую тему. Что это за тема вы сформулируете сами немного позже. А сейчас скажем, благодаря какой программе мы можем слушать музыку на компьютере? (Ответ: мы слушаем музыку на компьютере с помощью музыкального проигрывателя)

      Учитель. Мы слушаем музыку Вивальди “Времена года” и представляем осенние пейзажи. А благодаря какой программе мы можем создать рисунок в компьютере? (Ответ: с помощью графического редактора мы создаем рисунок на компьютере)

      Учитель. Какие программы вы еще знаете? (Ответ: перечисляют программы)

      Учитель. Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответ: сегодня на уроке мы будем говорить о программах) (слайд 2)

      Учитель. Изучать новую тему мы будем по следующему плану. Посмотрите на доску.

      На уроке мы с вами познакомимся с новыми определениями, новыми программами. А в конце урока мы выполним самостоятельную работу, которая покажет, как вы усвоили новую тему.

    3. Проверка домашнего задания.
    4. Учитель. А сейчас представим, что мы с вами находимся на телешоу “Своя игра” (слайд 3).

      От вас требуется самим выбрать один вопрос из трех разделов. Вопросы имеют разные уровни сложности 10 и 20 баллов.

      Самый активный, который наберет большее количество баллов, получит оценку “5”.

      Учитель. Молодцы! Вы хорошо усвоили тему “Устройства компьютера”.

    5. Погружение в новую тему.
    6. Учитель. Ребята, а как вы думаете, в каких сферах деятельности человеку нужен компьютер? (Ответ: компьютер необходим учителю, бухгалтеру, инженеру, юристу и так далее)

      Учитель. А какую работу вы выполняете на компьютере дома? (Ответ: на компьютере мы печатаем доклады, слушаем музыку, получаем информацию в Интернете, общаемся и так далее) (слайд 10)

      Учитель. Как вы думаете, могли бы вы работать на компьютере без программ? (Ответ: без программ работа на компьютере невозможна)

      Учитель Для того, чтобы работать на компьютере необходимы не только устройства, но и программы. Программ много, каждая имеет свое назначение. Совокупность всех программ, которые находятся в памяти компьютера называются программным обеспечением (ПО)

      Учитель. А как правильно говорить обеспечение. Для того, чтобы ответить на этот вопрос я попросила ученика найти это слово в словаре (слайд 11).

      Ученик. Я посмотрел в словаре. Оказывается, что правильно ставить ударение на третий слог слова “обеспечения”.

      Учитель. Давайте с вами договоримся правильно произносить данное слово.

      Учитель. На нашем компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения.

      А в начале, посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: “Как запустить программу?”

      Ученики смотрят видеофрагмент из программы “Мир информатики” о пиктограммах (слайд 12).

      Учитель. Итак, как запустить программу? (Ответ: для того, чтобы запустить программу, необходимо дважды щелкнуть на данном значке)

      Учитель. Посмотрите на слайд и скажите, пиктограммы каких программ здесь изображены? (Ответ: Линукс, Windows, Word, музыкальный проигрыватель, архиватор, программа для создания презентаций, Basic,Pascal) (слайд 13)

      Учитель. У вас на столах лежат листочки с данными пиктограммами (Приложение 2). Работая в группе попробуйте распределить эти программы на три группы. (Ответ: в первую группу - Word, музыкальный проигрыватель, , программа для создания презентаций, во вторую группу - Линукс, Windows, архиватор, в третью группу - Basic, Pascal )

      Учитель. Итак, мы с вами вместе определили, что программы можно разделить на 3 группы. Первая группа – программы, которые помогают работать с информацией, вторая группа – операционные системы, третья группа – системы программирования.

      Возьмите на столе опорные конспекты. Найдите схему “Структура программного обеспечения персонального компьютера”. Заполните схему, запишите название трех групп (слайд 14) (Приложение 5)

      Ученики записывают.

      Учитель. Рассмотрим, какие программы содержит каждая группа. Посмотрите презентацию и заполните схему (слайды с 15 по 25).

      Учитель показывает слайды презентации и рассказывает о каждой группе. Ученики заполняют недостающие элементы схемы.

      Учитель. Проверяем схему.

      Учитель. Некоторые блоки остались пустыми. Дома, пользуясь текстом учебника или дополнительной литературой заполните пустые блоки примерами программ.

    7. Домашнее задание (слайд 38)

Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

    1. §9, дополнить схему примерами программ.
    2. Дополнительное задание. Подготовить сообщение о любой прикладной программе.
    1. Физкультминутка (слайды с 26 по 31)
    2. Немного отдохнем и выполним физкультминутку

    3. Первичное закрепление нового материала
    4. Учитель. Теперь мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал, выполним задание в парах (Приложение 3).

    5. Тест (Приложение 4 - Тест создан в программе MyTest)
    6. Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новыми определениями, программами. А сейчас выполним тест на компьютере в прикладной программе и проверим как вы усвоили новый материал. Пересаживаемся за компьютер. Найдите на рабочем столе значок “Тест ПО”. Запустите программу. Тест содержит 5 вопросов. (учитель проговаривает критерии оценок)

      После того, как вы выполните тест пересядьте на свое место возьмите листочки с вопросом и порассуждайте над ним.

    7. Итог урока.

Учитель. Мы с вами рассмотрели структуру программного обеспечения, познакомились с программами, вы выполнили тест и получили хорошие оценки. Закончить урок мне бы хотелось тоже с музыки Вивальди.

Спасибо за урок!

Литература

    1. УМК “Информатика и ИКТ”, под ред. Семакина И. Г. И др.
    2. Электронные образовательные ресурсы
    3. Орфографический словарь русского языка