Урок в 5-м классе. Предложение. Грамматическая основа предложения

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Познакомить обучающихся с научным понятием о предложении, как о логически законченной мысли – синтаксической единице, слова которой связаны грамматически.

2. Развивать умения определять предложения на основе грамматической основы, закреплять орфографические навыки.

3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, умения подмечать природные изменения.

Оборудование: Репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”, дополнительный материал на доске.

Ход урока

  1. Знакомство с темой урока (тема записана на доске)
  2. Словарно-орфографическая работа
  3. багрец, багряный, багровый “багр” - красная краска

    наряд, нарядить

  4. Повторение словарных слов на тему “растения”:
  5. осина, ясень, береза, рябина, черемуха, одуванчик, шиповник, гвоздика.

  6. Составить предложения со словами на тему “растения” и с новыми словами.
  7. Запись предложения с комментированием

Люблю я чудное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.

6. Обобщение работы со словарем.

  1. Работа над новым материалом:
  2. Сообщение темы урока

    Вопросы на повторение: Что мы записали в тетрадь?

    В каком разделе изучается предложение?

    Как связаны слова в предложении?

    Что же такое предложение?

    (Предложение содержит высказывание о ком-то или о чем-то).

  3. Новый материал сообщает учитель

Конец предложения в устной речи показывает особая интонация конца предложения, а в письменной речи - знаки препинания. В каждом предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения.

Рассмотрим домик предложения (на доске)

9 .Работа с учебником.

10. Закрепление нового материала:

Письмо под диктовку предложений. Задания:

А) Найти грамматическую основу.

Б) Объяснить орфограммы в словах.

В) Сделать вывод о грамматических основах предложения

Рассвет. Туман. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро.

Из ведра выскакивает лягушка.

Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха.

Он зовет животных в стадо.

Закрепить понятие о грамматической основе

11.Самостоятельная работа (материал на доске):

Осень пришла.

Какая красота.

Янтарем и рубинами загорелись листья.

Притих лес.

Оглянись вокруг.

Уже пожелтели березки.

Лес.

Утром мы отправились в поход.

Утром обливаются холодной водой.

А) Цифрами обозначь количество главных членов предложения:

2, 1.2,2,1,2,1, 2,1

12. Обобщение знаний о предложении (сравнить с учебником)

  1. Орфографическая работа (на доске)
  2. Ув…дает, зап…х, сыр…сть, поз…няя, л...ства, св…ркать. Р…бина, оп…дает, ненас…ная, грус…ная, прол…вной, д…ждливая, ве…т, вет…р, пр…щальная кр…са.

    А) Вставить и объяснить орфограмму.

  3. Творческая работа. Рассмотреть картину И.Левитана “Золотая осень”.

Составить связный текст “Осень в лесу”.

Проверка составленных текстов.

Найти в каждом предложении грамматическую основу.

  1. Игра “Третий лишний”.

Самостоятельно ребята составляют игру, исключая третий лишний предмет, слово, понятие и т.д.

16.Домашнее задание: Упр.206, составить словарь названия птиц, правило 14.