Цели:
1. Познакомить обучающихся с научным понятием о предложении, как о логически законченной мысли – синтаксической единице, слова которой связаны грамматически.
2. Развивать умения определять предложения на основе грамматической основы, закреплять орфографические навыки.
3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, умения подмечать природные изменения.
Оборудование: Репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”, дополнительный материал на доске.
Ход урока
- Знакомство с темой урока (тема записана на доске)
- Словарно-орфографическая работа
- Повторение словарных слов на тему “растения”:
- Составить предложения со словами на тему “растения” и с новыми словами.
- Запись предложения с комментированием
багрец, багряный, багровый “багр” - красная краска
наряд, нарядить
осина, ясень, береза, рябина, черемуха, одуванчик, шиповник, гвоздика.
Люблю я чудное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.
6. Обобщение работы со словарем.
- Работа над новым материалом:
- Новый материал сообщает учитель
Сообщение темы урока
Вопросы на повторение: Что мы записали в тетрадь?
В каком разделе изучается предложение?
Как связаны слова в предложении?
Что же такое предложение?
(Предложение содержит высказывание о ком-то или о чем-то).
Конец предложения в устной речи показывает особая интонация конца предложения, а в письменной речи - знаки препинания. В каждом предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения.
Рассмотрим домик предложения (на доске)
9 .Работа с учебником.
10. Закрепление нового материала:
Письмо под диктовку предложений. Задания:
А) Найти грамматическую основу.
Б) Объяснить орфограммы в словах.
В) Сделать вывод о грамматических основах предложения
Рассвет. Туман. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро.
Из ведра выскакивает лягушка.
Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха.
Он зовет животных в стадо.
Закрепить понятие о грамматической основе
11.Самостоятельная работа (материал на доске):
Осень пришла.
Какая красота.
Янтарем и рубинами загорелись листья.
Притих лес.
Оглянись вокруг.
Уже пожелтели березки.
Лес.
Утром мы отправились в поход.
Утром обливаются холодной водой.
А) Цифрами обозначь количество главных членов предложения:
2, 1.2,2,1,2,1, 2,1
12. Обобщение знаний о предложении (сравнить с учебником)
- Орфографическая работа (на доске)
- Творческая работа. Рассмотреть картину И.Левитана “Золотая осень”.
Ув…дает, зап…х, сыр…сть, поз…няя, л...ства, св…ркать. Р…бина, оп…дает, ненас…ная, грус…ная, прол…вной, д…ждливая, ве…т, вет…р, пр…щальная кр…са.
А) Вставить и объяснить орфограмму.
Составить связный текст “Осень в лесу”.
Проверка составленных текстов.
Найти в каждом предложении грамматическую основу.
- Игра “Третий лишний”.
Самостоятельно ребята составляют игру, исключая третий лишний предмет, слово, понятие и т.д.
16.Домашнее задание: Упр.206, составить словарь названия птиц, правило 14.