Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.
В переводе с итальянского “кантилена” – канта – чтобы ученик пение. “Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки” (Игумнов). Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. Очень важно разбираться в градации звучания:
опустить руки на клавишу слишком медленно и тихо – это еще не звук
опустить руки на клавишу резко, слишком сильно – получится стук, это уже не звук.
Между этими пределами лежат все градации звука.
Необходимо заострить внимание ученика на игре самостоятельными пальцами, приготовленными, научиться диктовать ощущать в руке ту силу звука, которая необходима. Если например требуется теплый, проникновенный звук, надо играть близко к клавишам, а для яркого, открытого звука надо использовать всю амплитуду размаха пальцев. Если кантилена звучит в октавном исполнении пятый палец берется смелей и активней, первый палец – аккуратней.
Важно уметь слышать звук не только в момент извлечения, но и его продолжение или переход на другую высоту. Не просто взять септиму, сексту или любой другой широкий интервал – а преодолеть пространство, “дотянуться до нее”.
Следует уберегать учеников от “ударных приемов” и от давления на клавишу . Основным принципом соприкосновения с клавиатурой является “слияние пальцев с клавиатурой. Преподавателю необходимо следить, чтобы руки ученика не фиксировали жесткую форму, а стремились к тому, чтобы движения рук были пластичными, согласно внутреннему содержанию произведения, естественными и свободными. Все движения юного пианиста должны быть подчинены слуховому контролю. Певучесть-главное из качеств звука.
Ф.Э.Бах рекомендовал “посещать концерты хороших искусных певцов”, говорил что “полезно для правильного исполнения фразы пропеть ее самому”. Известно, что многие знаменитые музыканты ( Глюк, Моцарт, Гайдн) в юности пели.
Как же добиться извлечения певучего звука на рояле? Игумнов пишет об одном из способов: “При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой”.
Очень важно звучание сопровождения, соотношение мелодии и аккомпанемннта, глубины бас, педалазации. Педаль имеет большое значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Фортепианный звук быстро угасает.
Если мы нажмем на правую педаль – мы вдохнем в звук “жизнь”. В этом основное значение запаздывающей педали. “Подхватывающий” и “поддерживающий” прием не дает звуку угаснуть. Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение ее, умение добиваться певучести без педали.
Обобщая свой педагогический опыт, хотелось бы остановиться на самом раннем этапе обучения приемов интонирования legato с начинающими пианистами. Все ученики в моем классе проходят упражнения на двухзвучное legato:
1).Первый звук играется на “выдохе”– второй на “вдохе”(ма-ма, па-па, Да-ша). Пальцы 1-2, 2-3, 3-4, 4-5).
2).После освоения двухзвучных интонаций legato можно перейти к трехзвучному: (ру-че-ек –играется на “вдохе”, Ан-нуш-ка– играется на “выдохе”, бе-рез-ка– начинается на “выдохе”, затем “вдохе”и опять на “выдохе”.
Отрабатываю эти попевки в нетрудных пьесах.
После закрепления коротких интонаций перехожу к фразировочным построениям. Говоря о кантилене нельзя не затронуть работу над фразировкой. Нужно искать фразы, одновременно определять интонационные центры. Придумывать подтекстовки, чтобы ученику было понятно.
ПРИМЕР: Репертуар младшего класса Штейбельт “Адажио”. Сыграть произведение самой, найти совместно с ученицей образ и характер исполняемого, настроение, которое передает композитор. Обсудить за счет каких выразительных средств передается это настроение. Показать на руке ученика, что мы будем играть мягко поставленными пальцами, как будто погружаем пальцы в поролон.
Обратим внимание на исполнение точной аппликатурой (к интонационному центру идет сильный палец, так как у детей слабые пальцы). Написанная аппликатура не всегда соответствует детским пальцам. Но в нашем случае все удобно.
Обращаю внимание ученицы на мелодию произведения, придумываем подтекстовку:
“Уж, осень наступает,
Все листья пожелтели,
Нельзя гулять.
Мне жаль, что это осень,
Что листья опадают,
И птички улетают в дальние края”.
Играем мелодию правой рукой, мягко подчеркивая интонационные центры и одновременно пропеваем подтекстовку.
Когда мелодия хорошо проучена нужно работать над объединяющими движения кисти. Важно, чтобы ученица осмысливала эту работу, а не играла формально. Добиваясь певучего звука на примере данного произведения я говорю о глубоком legato, о хорошем и качественном перенесении веса руки из клавиши в клавишу и своевременное отпускание предыдущего звука, стараясь вести звук по самому донышку клавиши.
ПРИМЕР: Репертуар старшего класса Г.Балаев “Элегическая пьеса” – ансамбль для двух фортепиано. В первой партии в мелодии необходимо ощутить пальцами гармонию, как бы прорасти “длинными” пальцами внутрь ее и добиться продолжения звучания, почти не отрывая пальцев от клавиш. С ученицей поговорить о длинных пологих подушечках пальцев, погружающихся во что-то мягкое, глубокое, вязкое, добиваясь более связного звучания не отрываясь от клавиш. Этого же надо добиваться и при подключении педали. Особенно быть внимательным при смене гармонии, чтобы это не происходило рывком, не изменяло основного штриха исполнения. При исполнении мелодии в аккордовом (в средней части пьесы) важно слышать мелодическую линию верхнего голоса, более ясно ее выделять. Имеет смысл пропеть ее, проучить ее как самостоятельную мелодию, учитывая все ее изгибы и повороты. При кантилене изложенной аккордами велика роль точной педализации. Только с помощью педали мы можем добиться певучего и выразительного звучания такой фактуры. При этом важно слышать основные гармонические структуры и находить принадлежность проходящих звуков в мелодии к той или иной гармонии, чтобы сделать звучание полнозвучным и осмысленным.
Часто в своей педагогической практике я отмечаю, как некоторые ученики, играя legato, как будто подталкивают звуки мелодии. Линии плавного legato вообще нелегко достигаются детьми. Ребенок видит в тексте ноту за нотой, берет клавишу за клавишей, и в результате исполняет звук за звуком. Восприятие линии, а тем более ее исполнение, даже музыкальным ученикам дается не сразу. Из чего делается вывод – работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, но в тоже время увлекательный и творческий процесс в обучении юного пианиста.
Список литературы
1.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.– Ростов – на – Дону, “Феникс”2002 г.
2.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.– Москва, “Сов. Композитор”1989 г.
3.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.– Москва, “Музыка”1982 г.
4.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– Москва, “Музыка”1988 г.
5.Гондельвейзер А.Б. Пианисты рассказывают.– Москва, “Сов. Композитор”. 1979 г.