Данная тема изучается в 7-м классе по учебнику автора С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. Это последний урок перед контрольной работой по данной теме – урок обобщения знаний.
Тип урока: урок - обобщения.
Вид урока: урок открытых мыслей.
Задача: рассмотреть различные способы применения формул сокращенного умножения для выполнения различного вида заданий: при преобразовании целых выражений в многочлены, при тождественных преобразованиях, при упрощении выражений.
Для развития мотивации у обучающихся при выполнении заданий на уроке используются метод “коллективного способа обучения”, самостоятельная работа, игровой момент.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Формулы сокращенного умножения.
Цель дидактическая: проверить умения обучающихся применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении на множители.
Цель воспитательная: обеспечить гуманистический характер обучения; обучение учащихся коллективной работе и взаимопомощи.
Цель учебная: повторить формулы сокращенного умножения, умение их применять в различных видах заданий, скорректировать моменты деятельности учащихся.
ХОД УРОКА
I. Устная работа: На доске записаны задания для устного счета:
Перед выполнением заданий обучающимися поставлен вопрос:
“Какая тема урока и цель этого урока?”
задания |
ответы |
|
=106*100=10600 |
|
=(27+3)3 = 900 |
|
= (99-1)*(99+1) =9800 |
|
=90-27=63 |
|
= (64-36)*(64+36)=2800 |
|
= 53 – 13 = 125-1 =124 |
Когда определена тема урока и обучающая цель, проводится устная вычислительная работа с применением и проговариванием формул сокращенного умножения.
II Письменная работа в тетради (с проверкой у доски)
- Какое выражение надо прибавить к многочлену 100х2 + 140х + 50, чтобы полученное выражение было тождественно равно квадрату двучлена?
- Показать, что выражение (а – 2)3 – (а (3 + (а – 3)2) – 10) при всех значения а, равно 2.
- Реши уравнение: ((х + 6)3 – х(х + 9)2) : 27 = 1
III Игра: (класс разбивается на три группы по рядам)
Задание:
Поступила шифровка. Надо прочитать фразу, для этого надо решить задания, каждому результату соответствует буква алфавита. Ключ к шифру получите, когда будут выполнены все 7 заданий:
Математ |
ика – цар |
ица наук |
1234567 |
1234567 |
1234567 |
I ряд |
II ряд |
III ряд |
IV Итог урока.
- Повторить формулы сокращенного умножения.
- Ответить на вопросы: Нужны ли формулы сокращенного умножения?
Где используются формулы сокращенного умножения?
V Домашнее задание.
- Повторить формулы сокращенного умножения.
- Выполнить задания по записи.
- Материал для раздачи каждому ряду
1 ряд
пример |
ответ |
(1,72 – 2*1,7*1,6 + 1,62) * 100 |
|
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
|
0,49 + 2*0,7*0,3 + 0,09 |
|
432 - 422 - 76 |
|
8,72 – 7,72 |
|
0,43 + 3*0,4*0,1 + 0,03*0,4 +0,001 |
|
84*76 |
2 ряд
пример |
ответ |
2209 + 2*47*23 + 529 |
|
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
|
0,49 + 2*0,7*0,3 + 0,09 |
|
432 - 422 - 76 |
|
8,72 – 7,72 |
|
103*97 |
|
772 - 872 |
3 ряд
пример |
ответ |
(1,72 – 2*1,7*1,6 + 1,62) * 100 |
|
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
|
84*76 |
|
432 - 422 - 76 |
|
772 - 872 |
|
0,43 + 3*0,4*0,1 + 0,03*0,4 +0,001 |
|
3,82 – 2(1,2 + 2,3)(10 – 6,2) + 3,52 |
2.Расшифровка для каждого ряда
1 ряд
пример |
ответ |
№ буквы |
буква |
(1,72 – 2*1,7*1,6 + 1,62) * 100 |
1 |
1 буква |
М |
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
9 |
2 буква |
А |
0,49 + 2*0,7*0,3 + 0,09 |
1 |
5 буква |
М |
432 - 422 - 76 |
9 |
6 буква |
А |
8,72 – 7,72 |
16,4 |
7 буква |
Т |
0,43 + 3*0,4*0,1 + 0,03*0,4 +0,001 |
0,25 |
3 буква |
Т |
84*76 |
6384 |
4 буква |
Е |
2 ряд
пример |
ответ |
№ буквы |
буква |
2209 + 2*47*23 + 529 |
4900 |
2 буква |
К |
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
9 |
3 буква |
А |
0,49 + 2*0,7*0,3 + 0,09 |
1 |
1 буква |
И |
432 - 422 - 76 |
9 |
6 буква |
А |
8,72 – 7,72 |
16,4 |
4 буква |
- |
103*97 |
9991 |
5 буква |
Ц |
772 - 872 |
- 1640 |
7 буква |
Р |
3 ряд
пример |
ответ |
№ буквы |
буква |
(1,72 – 2*1,7*1,6 + 1,62) * 100 |
1 |
7 буква |
К |
1,32 + 1,3*1,7 + 1,3*1,7 + 1,72 |
9 |
3 буква |
А |
84*76 |
6384 |
6 буква |
У |
432 - 422 - 76 |
9 |
5 буква |
А |
772 - 872 |
- 1640 |
4 буква |
Н |
0,43 + 3*0,4*0,1 + 0,03*0,4 +0,001 |
0,25 |
2 буква |
Ц |
3,82 – 2(1,2 + 2,3)(10 – 6,2) + 3,52 |
0,09 |
1 буква |
И |